Site icon Психологическая грамотность человека и организаций

Что делать с подростком

Примерное время прочтения статьи: 4 минуты

Почему подростки отдаляются от родителей? Хамят? Уходят в себя? Демонстративно отлынивают от школы и снижают успеваемость?

А как сигнализировать?

А как еще сигнализировать, если по-другому не получается? Наверняка ваш подросток уже пытался простыми словами пояснить свои желания, которые не совпадали с желаниями родителей. И что в ответ получил? Чаще — автоматический отпор.

Что остаётся? спорить, хамить, уйти от контакта, уйти от учёбы. Чтобы показать, на сколько это важно для вашего уже не ребенка. Да, подросток — уже не ребенок, которого надо опекать. И вместе с тем, подросток — еще не самостоятельная взрослая личность.

Родители порой долго и упорно не замечают, что их ребенок перестал быть маленьким и продолжают указывать, что ему делать. Что остается подростку? сигнализировать эпатажным поведением, что он готов учиться самостоятельности: искать, обозначать и отстаивать свои границы, определять свои ориентиры.

Что делать

И как бы мы, родители, ни любили своё чадо, мы не можем знать по определению, где его путь, в чём его миссия, для чего он живет.

Каждый из нас пришел в этот мир один. И уйдем мы по одному. И у каждого своя уникальная история жизни. Ни одного нет повторения. И ваш ребенок тоже уникален, другое сочетание генов и целей, другой мозг. И оттого его путь — совсем не будет похож на ваш. И время, где он живёт и будет жить — совсем другое.

И потому только ему самому (без родительских советов) возможно найти ответы на главные вопросы: куда идти, как жить, что делать. Откуда нам, родителям, знать, от каких дел его душе комфортно и в чем его предназначение?!

Подростковый возраст — это время исследований, самоопределения и поиска независимости. И да, это может быть вызовом для нас, родителей.

И первое, что можно нам сделать — начинать уважать индивидуальность вашего ребенка. Что это? — это признавать и ценить его уникальные черты, интересы и мнения, даже если они отличаются от ваших.

Вот несколько способов, как это можно делать:

Активное слушание

Уделяйте внимание тому, что говорит ваш ребенок, не перебивая и не судя. Покажите, что вы заинтересованы в его мыслях и чувствах.

Поддержка интересов

Поощряйте ребенка исследовать и развивать свои увлечения, даже если они не совпадают с вашими. Это может быть через посещение событий, связанных с его хобби, или предоставление ресурсов для обучения.

Признание уникальности

Отмечайте и цените то, что делает вашего ребенка особенным. Это может быть через похвалу за достижения или признание уникальных черт характера.

Обсуждение, а не навязывание

Вместо того чтобы навязывать свои взгляды, обсуждайте различные точки зрения. Это помогает ребенку чувствовать себя слышанным и уважаемым.

Предоставление выбора

Дайте ребенку возможность делать выбор в разумных пределах. Это может быть выбор одежды, учебных предметов или досуга.

Избегание сравнения

Избегайте сравнивать вашего ребенка с другими детьми, даже в положительном контексте. Это помогает поддерживать его уверенность в собственной уникальности.

Понимание их точки зрения

Постарайтесь понять мир с точки зрения вашего ребенка. Это поможет вам лучше понять его реакции и чувства.

Уважение личного пространства и частной жизни

По мере взросления ребенка, важно уважать его потребность в личном пространстве и конфиденциальности.

Поддержка самостоятельности

Поощряйте и поддерживайте стремление ребенка к самостоятельности и самовыражению, даже если это означает ошибки и эксперименты.

Некритичное отношение к ошибкам

Воспринимайте ошибки как возможность для обучения, а не как повод для критики или разочарования.

Вывод

Уважение к индивидуальности ребенка помогает развивать его самоуважение и уверенность в себе.

Когда человек уверен в себе и уважает себя, он не скатится по успеваемости. Ему не надо будет включать рычаги самозащиты и становиться капризным, взрывчатым, несносным, неуправляемым. Ему не надо будет вас сторониться.

И эта вера в себя как раз взращивается благодаря вышеперечисленным условиям в семье. Их еще называют условиями безопасности. В норме — когда на все главные вопросы человек отвечает именно в подростковом возрасте, не позже. Тогда больше счастья испытывает от собственной самореализации, от своего места в жизни. И в этом как раз мы, родители, больше всего заинтересованы: чтобы наши дети стали счастливыми.

Exit mobile version