5
(8)
Примерное время прочтения статьи: 3 минуты

Испокон веку люди хотят упростить эту возможность: понять человека. Например, однажды придумали классифицировать людей по знакам зодиака, до сих пор пользующееся популярностью. Видят, что не работает, но продолжают применять.

Всё почему и для чего? Чаще всего дня того, чтобы снизить риски ошибок при взаимодействии с разными людьми. Чтобы снизить риски болевых ощущений. Знаки зодиака прижились, потому что для определения знака достаточно только узнать дату рождения, то есть не стоит никаких затрат. Ни временных, ни душевных, ни умственных. Но проблемы непонимания не меняются. А сколько от непонимания различных недоразумений.

А всё почему? Потому что человек имеет много подтекстов и междустрочий. Много слоёв и граней.

Откуда берутся качества человека

Как они образовываются? В ответ на те условия, в которые попадает человек, начиная с самого рождения:

  • первый год жизни: кесарево/сам родился, положили на живот матери/сразу унесли, с первого дня рождения с матерью/отдан не в родные руки, видел ли брезгливость родителей к испражнениям, часто ли были соприкосновения, всегда ли сыт/сух, смена лицевого ряда, предметов окружающего мира и контакт с ними…;
  • потом детский садик: был/не был, агрессивные строгие воспитатели/либо пассивные безучастные, разнообразие игр…;
  • школа: завышенные/заниженные требования к успеваемости относительно способностей, условия соблюдения дисциплины либо попустительство и вседозволенность…;
  • домашние условия воспитания: гиперопёка/бесконтрольность, кумир семьи/дистанцированность, оценки/безоценочность, эмоциональная поддержка при ошибках/жёсткость наказаний…;
  • повторяющееся поведение самих родителей/опекунов, как сымитированные стереотипы посредством зеркальных нейронов;
  • какие чувства родители подавляли, в результате чего ребёнок был вынужден взять на себя функцию «выпуска пара»;
  • и много другое сугубо индивидуальное (острые впечатления, психологические и другие травмы…).

Почему это всё важно? Потому что человек формируется с первой минуты своего появления на свет, благодаря адаптивным возможностям. Он рождается со своими предпосылками, генетически обусловленными. Но полнота и степень актуализации способностей зависит от условий, в которые попадает.

Именно поэтому не работает классификация людей по дате рождения, и любая другая, не учитывающая перечисленные детали.

Но можно научиться их учитывать. И встроить в собственную систему наблюдения. Так легче понять человека, который сейчас вас интересует.

Характера не существует

Невозможно понять человека, обесценивая процесс адаптации. Что это такое? Мне больше всего нравится определение учёного, академика, доктора медицинских наук, профессора Ф.Б. Березина:

«Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития, продолжения рода. Именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды». 

Как это относится к тому, как понять человека? Перевожу: всё, что вы видите в человеке, его устойчивые черты и реакции — всё это он выработал в ответ на те условия, в которых жил до вашей встречи.

Иначе просто бы не выжил. Либо выжил бы с бОльшими потерями, чем понёс. Он был вынужден адаптироваться к тем условиям, с опорой на генетически заложенные способности. Как впрочем каждый из нас.

Попросту говоря, никакого характера не существует. Есть привычки реагирования, выработанные человеком в процессе адаптации.

Что разочаровывает в человеке

Мы разочаровываемся, потому что очаровываемся. Шутка. Но, как известно, в каждой шутке есть доля шутки.

Что разочаровывает? — когда ждём от человека того, чего у него нет. Возможно, он не обладал никогда теми качествами, которые ждали.

А стресс, как раз, — это разница между тем, что мы ждём, дорисовываем, додумываем и тем, что есть на самом деле. И чем больше разница, тем больше разочарования.

Например, когда знаем, что нет искомого качества, но надеемся, что появится в ответ на наши старания. При этом, мы, будучи взрослыми, не меняемся под воздействием другого человека. Мы формируемся до 14-16 лет активно. По результатам исследований в области возрастной психологии, именно в этот период в головном мозге завершает созревание центр, отвечающий за рефлексию, за способность смотреть на себя со стороны. Всё. С этого момента меняться долго и тяжело. И можно только в ответ на собственное сильное желание.

Вывод, как понять человека

  • наблюдать за поведением, слышать его, не додумывая за него, а уточняя, что он имеет в виду, когда говорит/делает;
  • соизмерять его слова и дела;
  • углубиться в его прошлое, рассмотреть «откуда ноги растут» у той или иной особенности в его поведении;
  • замечать повторяющиеся реакции.

Как именно всё это сделать, куда смотреть точечно, только практические инструкции — читайте на сайте.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 8

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.