5
(9)
Примерное время прочтения статьи: 21 минуты

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — не простое состояние. Оно захватывает всех, кто когда бы то ни было встречался с событиями, связанными с запредельным страхом смерти. Спектр таких ситуаций чрезвычайно широк. Чаще связан с военными событиями и домашним насилием. Обычно симптомы протекают неоднозначно, но достаточно ярко. Потому на сегодняшний день много создано художественных фильмов, где они затрагиваются.

Фильмы про посттравматическое стрессовое расстройство:

Ночной портье (1974)

У войны разные лица. Это факт. Из песни слов не выбросишь. Российские фильмы, как фильмы Победителя с такой мощной силой, как фашизм, с которой ничего не смогли сделать европейские страны, показывают войну со стороны Героя, заслуженно воспевая свою стойкость и отвагу. Другие страны пострадали и от самого фашизма, и от своего поражения врагу в 1939-1940. А кто принял их идеи — от падения нацизма в 1945. Поэтому фильм акцентирует внимание на том, что:

  • весомая доля фашистов остались без наказания за содеянное;
  • фашисты — это не только немцы;
  • они друг друга поддерживали, имея целую сеть, систему этой поддержки.

Фильм «Ночной портье» — европейский взгляд на войну, способ адаптации к ней. Этот взгляд нам лучше знать, чтобы понимать, что присходит с психикой, когда ты не Герой. Как бы то ни было, но нам легче, наши предки противостояли, оказались сильней и Победили, растоптали эту омерзительную, но всёпоглощающую власть, которая вынуждена прятаться и ностальгировать о былом величии. Не удивлюсь, что и сегодняшними войнами руководят их потомки, дабы отыграться…

Фильм сконцентрирован на страстных отношениях между нацистом и узницей, возникших ещё во время войны и возобновившихся после неё при случайной встрече, спустя десятилетие. Здесь и ПТСР, и стокгольмский синдром, и активный негативизм для реализации программы самоуничтожения. Всё что угодно, но не любовь… Любовь бережлива и созидательна. Здесь же — запредельный животный накал на грани фола, надрыв на грани взрыва.

Их психика не справлялась с той болью, которую пришлось пережить во время и после войны. У них разная причина боли, но интенсивность совпала. В итоге, оба жаждали очищения… Я так вижу.

С точки зрения искусства — фильм снят эффектно, игра актёров качественная. Много провокационных специфических сцен. С детьми не посмотреть.

Думаю, главная ценность этого фильма — показать, что даже если удалось выжить в войне, ты остаёшься один на один с самопроизвольно незаживающей жгучей травмой души. Кстати, в настоящее время с этим можно справиться: уже есть эффективные и психофармакологические, и психотерапевтические средства.

Король Лев (1994)

Не стать настоящим Человеком без испытаний. Так и львёнок Симба вынужден был пройти жёсткие жизненные экзамены, благодаря которым стал не только настоящим героем, но и достойным королём.

Хоть это и мультик, что по умолчанию предполагает детскую аудиторию, но испытания были явно не детские, особенно жестокое коварство родного дяди Симбы (брата отца):

  • исподтишка убит отец Симбы;
  • обвинён в смерти отца сам Симба в результате своей возрастной доверчивости.

Такая завязка сюжета. По сути ПТСР.

А развязка — в борьбе с чувством вины Симбы, со своими страхами, в его духовном росте. И в торжестве справедливости: Симба разбудил своё Мужество, обрёл Любовь и стал Королём.

Невероятно сильный мультик по вложенным смыслам:

  • никогда не сдавайся;
  • если кто-то что-то нам говорит — это его зона ответственности, а то, что делаем мы в ответ — наша, это значит, что между внешней манипуляцией/провокацией и нашей реакцией на неё есть пауза, во время которой можно применить свободу воли, чтобы сделать свой собственный осознанный выбор, а не навязанный извне!
  • если ошибся/упал — вставай!
  • выход есть всегда!

Мультфильм сопровождают божественные мелодии, усиливающие и без того мощные эффекты. Не напрасно мультик получил две премии «Оскар»:

  • за лучший саундтрек (музыка Ханса Циммера);
  • за лучшую песню (Can You Feel the Love Tonight) на слова Тима Райса и музыку Элтона Джона, им же исполненная.

Пудра (1995)

Фильм поднимает сложную социальную тему. Тему непохожести на других. Что непонятно — то на автомате не вдумчивых людей вгоняет в страх и отвержение. Почему? Потому что понятное предсказуемо. А не понятное — нет, не предсказуемо… Редко кто обладает среди нас принятием инаковости. Потому что для этого надо быть смелым как минимум. Так как всё непонятное и неизвестное несёт в себе риск чего-то такого, чего вовсе не хотелось бы. А что чаще не хочется? Выходить из зоны комфорта. Принимать решения с заведомо непросматриваемыми отдалёнными последствиями.

С другой стороны, нет ничего более манящего, как сила быть собой. Пудре не повезло: он не встретил хорошего психотерапевта, который бы помог повернуть отношение Пудры к себе, вместо того, чтобы смиряться со своим положением изгоя в обществе.

Ведь Пудра сам по себе обладал чистыми свойствами характера. Надо было только научить его применять его незаурядные способности на благо его положения в обществе, целенаправленно создавая и закрепляя авторитет.

Видимо, задачи решить поднятый социальный вопрос — не было у режиссёра. Он, видимо, ставил цель только обозначить саму проблему неприятия обществом уникальности, ОчеВидной неповторимости, всего, что «не как все». И проблема по сей день действительно есть. Потому многие так и не рискуют быть собой. Боятся быть отвергнутыми. Ведь на самом деле каждый из нас уникален. Фильм просто усилил визуальные эффекты.

Брат (1997), Брат 2 (2000)

Фильмы пронизывают только тех, наверное, кто жил в ту эпоху. Мне было почти 30, когда вышел этот фильм. Я родилась в советскую эпоху, в парадигме, что миром правит мастерство в профессии, красота отношений… всё что угодно, только не деньги… и не ради денег… И вдруг в 90-ые поднимается железный занавес и вся шваль со своими американскими мечтами и ценностями пытаются ломать всё наше и подпиливать под своё.

Причём, подпиливать весьма агрессивно. Лишая всего: например, в 1992 мои родители теряют все накопления, когда до дефолта они на эти деньги могли купить квартиру и машину, после обвала рубля — пару буханок хлеба… Мой папа умер в этот год, а ему было только 54… В 1994 я закончила институт. После окончания института ты уже никому не нужен: нет уже никакого распределения, нет никаких очередей на бесплатную квартиру… А буквально пару-тройку лет назад это всё было и считалось обыденным. Нет ничего хуже таких резких перемен.

Плюс чеченская война… Меня она тоже хорошенько тряханула: работа врачом-психиатром в УВД погрузила с головой в изучение ПТСР, с которым возвращались бойцы.

Многие сейчас высокомерно рассуждают про чеченскую войну… Прямо диву даёшься. Можно подумать, что наши бойцы, что из подразделений МО, что из МВД, ждали её и хотели… Смотрели фильм А.Невзорова «Чистилище», тоже 1997? Кто хочет войну?! Кто угодно, только не такие ребята, как Данила. Сколько потрясений выпало на их долю… покалеченной психики…

Потому, я считаю, что надо снимать фильмы об этом. Чтобы помочь тем, кто запутался, заблудился. И этот фильм — как раз описывает то замешательство перед довлеющими чужими ценностями, зашедшими на нашу территорию. Режиссёр А.Балабанов через Данилу точно показал то, с чем приходили ребята после войны. Они научились воевать. Научились это делать мастерски. И какое же было у них удивление, что, оказывается, эти навыки кому-то нужны в мирное время. Это тоже шок.

И этот шок Сергей Бодров хорошо сыграл. Плюс фишка ПТСР, что человеку сложно уже жить обыденной жизнью. Он невольно ищет войну. А в 90-ые легче всего её было найти. В этом как раз и двойной шок, и двойственное отношение к нему:

  • с одной стороны, человек вернулся, надеясь, что всё позади, и удивлён, что мир изменился, и что всё не так, как было, когда уходил в армию — это вызывает растерянность, неуверенность;
  • с другой стороны, удивлён, но даже этому внутренне рад, что можно включиться в понятное для себя дело, где он всё знает, где он уверен в себе.

И это действительно большая проблема. И он искал внутренне опору, чтобы справиться с такой двойственностью, чтобы выжить теперь на мирной территории. И нашел: «сила в правде».

Да, лечение при ПТСР — во внутреннем единстве. Именно оно и делает Данилу обаятельным и настоящим. Потому что он цельный. Он действует, как подсказывает его дух. Потому выживает. Находит только бандитов и «пар выпускает» только на них. И рад, что может помочь брату. А брата никто, кроме бандитов и не окружал. Милиция в те времена, в 90-ые, по ряду причин не всегда могла помочь.

Таким образом, этот фильм ценен, как история нашей страны. Он показывает ребят с ПТСР. И показывает те сложные 90-ые, когда быстро ломался весь привычный уклад, незыблемые ценности. А вместо них предлагалось строить чужое… вы помните, сколько грязи ворвалось на экраны страны?… А Данила делал ставку не на это их безобразие, а на семью и на правду.

Планета Ка-Пэкс (2001)

Этот фильм сначала лучше посмотреть, потом читать комментарий. Добрейший фильм, заражающий умиротворением, несмотря на душераздирающую периодически всплывающую трагедию (источник ПТСР).

Фильм-загадка. Без разгадки. Интрига с первой минуты до последней. В связи с отсутствием однозначного ответа, зрителям даётся право самим дать ответ: так что это было?

  • главный герой — инопланетянин, как он и говорит? Значит фильм жанра «фантастика»?
  • либо это ПТСР и так эффективно работают внутренние психологические защиты, защищающие сознание от непреодолимой тревоги, возникшей в ответ на запредельную психотравму внезапной потери жены и дочери в связи с их убийством?

Ведь встреча с такой психотравмой один на один вызывает главные вопросы:

  • как это возможно?!
  • можно ли такое пережить?!
  • зачем жить?!
  • как жить после всего этого?!
  • мог ли я предотвратить, если бы пришел раньше с работы или вообще не уходил?!

И если душа человека отказывается принимать рациональные ответы на такие вопросы, то они ничего другого не вызывают, как запредельной тревоги, вынуждающей активизацию внутренних психологических защит. У каждого из нас они есть в базовой комплектации. И каждый из нас в той или иной мере ими пользуется всегда. Так как мир никогда полностью не соответствует нашим ожиданиям.

Приятного просмотра! Желаю получить свою порцию заряда благодушия, несмотря и вопреки! Игра Кевина Спейса завораживает. Умудриться сыграть непоколебимую силу, уверенность, несущую исключительное добро — не каждый актёр способен…

Остров (2006)

Глубокий фильм. Немного с акцентом на православии. Но не в этом его суть. Лично я, к примеру, не отношу себя к какой-то одной религии. Погружалась во все выдающиеся, нашла в каждой интересное для себя. Создалась убеждённость, что однозначно есть невидимые силы, несоизмеримо могущественнее человека, и что эти силы едины для всех. Но человек пока застрял на ответах в разных религиях, не сдвигаясь с места тысячелетиями. Наверное, наш мозг ещё не готов к изучению этих сил? Но основа фильма всё равно в другом.

В нём показано ПТСР с ключевым симптомом в виде всепоглощающей вины за свой конкретный поступок.

Пётр Мамонов, на мой взгляд, судя по его дальнейшей жизни и поиску её сущности, пожалуй, единственный, способный естественно сыграть главную роль в фильме «Остров». Невероятно прозрачной души человек. Во всех своих заблуждениях в первой части жизни и во всех его открытиях — во второй. Как в жизни он очищался. Так и в фильме. Как Серафим Саровский говорил: «Спаси себя — и хватит с тебя!».

Ганнибал: Восхождение (2007)

Все фильмы о Ганнибале не для зрителей с тонкой душевной организацией. Такие фильмы надо смотреть, либо когда мало острых ощущений в реальной жизни, чтобы поперчить. Либо чтобы перекричать душевную боль ещё большей болью (ПТСР). Либо когда не удовлетворены важные потребности, накапливается злость, но не позволяете её выплеснуть наружу. Либо когда одна часть человека требует мести, а другая запрещает.

Этот фильм самый человечный из всей серии про монстра. Фильм показывает, что как героями, так и маньяками не рождаются. Ими становятся. История маньяка Ганнибала Лектора особенно полюбилась зрителям, иначе как объяснить столько фильмов о нём:

  • 1986 — «Охотник за людьми»
  • 1991 — «Молчание ягнят»
  • 2001 — «Ганнибал»
  • 2002 — «Красный дракон»

Он фактически стал культовым персонажем. Почему? Ещё Зигмунд Фрейд условно выделил два инстинкта, влияющие на наши побуждения: влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Фрейд был автором первой психологической модели объяснения причин и механизмов психической патологии. Влечение к жизни изо дня в день одобряется нашим обществом. То есть нет причин для его сдерживания. Мы его свободно проявляем. Влечение к смерти — нет. Мы привыкли сдерживать агрессию. Так как она осуждается обществом.

А такие фильмы высвобождают сдерживаемую энергию. Ведь чувства — это энергия. А для мозга всё равно: выброс медиаторов, а также чувств/энергии происходит одинаково, что в ответ на реальную ситуацию, что в ответ на выдуманную.

Фильм «Ганнибал: Восхождение» самый поздний из снятых (2007), но по сути он является первым по хронологии жизни маньяка, так как показывает его детство. Фильм начинается со Второй Мировой войны, с 1944 года, когда русские фашистов уже выгнали из России, пришли на территории Литвы. Не все литовцы были фашистами. Но были и литовские нацисты.

В итоге, фильм пытается объяснить как Ганнибал стал маньяком, как бы оправдывая тем, что если пережить всё то, что он пережил в детстве, то единственным средством снижения душевной боли он видел нанесение физической боли другим… Сначала из чувства мести. Потом же не мог остановиться.

На самом деле это один из имеющихся вариантов. И у каждого есть выбор.

Если бы не было у нас выбора, следуя этой логике, то все россияне, пережившие зверства фашистов, должны были стать маньяками. Но у нас случилось всё иначе: россияне наоборот сплотились и показывали чудеса взаимовыручки и взаимопомощи.

Если же смотреть на эту ситуацию с психиатрической точки зрения, представив, что 8-летний мальчик ничего не знал о войне, а сама война ворвалась в его жизнь внезапно, сначала убив на его глазах родителей, а потом младшую сестру с последующим каннибализмом, то так действительно могут сработать внутренние защитные механизмы, что человек уже не может жить обычной жизнью. Когда вся природа сначала требует отмщения. А потом будет искусственно искать или создавать способы приблизить себя к такой же запредельной остроте. Потому что только так он чувствует, что живёт. Что мы и видим в других фильмах о Ганнибале.

Он забыл про свободу выбора. Между стимулом и реакцией есть выбор. Между чувством и реакцией тоже есть выбор. Можно свой мощный интеллект направить на более интересные дела, чем убивать, врать органам правосудия, чтобы уйти от наказания и опять убивать… и так ходить по кругу…

Оказывается, по словам автора романа Томаса Харриса, прототипом Ганнибала Лектера являлся реальный преступник: Альфредо Балли Тревино, хирург по образованию. Томас Харрис долго беседовал с ним в мексиканской тюрьме, удивляясь его поведению: выглядел так элегантно и так держался, что производил впечатление тюремного доктора. Реальный убийца совершил одно убийство, своего любовника, разрубив тело на мелкие кусочки. В порыве гнева. То есть совсем не маньяк. Так что, хоть и был прототип у Ганнибала Лектора, но вся его история жизни и все преступления — чистый вымысел. Кроме рисунка поведения при подаче себя в обществе. Есть и другие версии про прототип Ганнибала Лектора. Но уже других авторов. Если же говорить о качестве фильма, то актёры сыграли превосходно. Все без исключения.

Психоаналитик (2009)

Этот фильм — провокация. Фантазия на тему: что было бы, если бы психолог заболел ПТСР. Сразу хочу предупредить, что буквально его нельзя воспринимать, так как в нём продемонстрированы нарушения всех имеющихся правил проведения психотерапии, исказив всё, что можно и нельзя:

  1. и процесс,
  2. и специалиста,
  3. и хранение личных дел.

1.Процесс психотерапии показали нелепым: странные советы, оценки. Иногда только верно подметили технику вербализации из клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса. К слову, это не психоанализ. Психолог в другом направлении работал, если делать вывод из того, как показали. То есть само название фильма не совсем подходит. Правильней было бы назвать «Психолог».

2.Психолог — здесь как раз разворачивается картина ПТСР. В этом и есть ценность фильма. Для изучения ПТСР. Всего разнообразия его проявлений.

Но если возвращаться в реальную жизнь, то получив такую очевидную психотравму, он, как психолог, сам захочет уйти с приёма и привести себя в порядок. Потому что уважает себя и клиента, и имеет рефлексию, ведь он в фильме осознавал, что с ним что-то происходит. А в реальной жизни — уже побежал бы проработать тему вины, растерянности. Потому что в таком состоянии не услышать боль другого. Своя боль перекрикивает.

Отца его интересного показали, из того же цеха. У него много раз был повод начать работу с психикой сына, сын обращался к нему, жаловался. А отец тоже «на своей волне». Единственное, что сыну говорил — про марихуану. Причем здесь?! Она — следствие. А надо было работать с причиной…

3.В фильме плюс ко всему ещё произошла утечка конфиденциальной информации. Между прочим, это уголовная ответственность: разглашение врачебной тайны (хоть самому, хоть по халатности).

Я поначалу расстроилась))) Просто люблю Кевина Спейси (главная роль). Люблю свою профессию. Села получить удовольствие. Думала, будет аналогия «Триггер» или «Медиатор». А тут — чистой воды дискредитация психотерапии. Помойка.

Потом поняла, что слишком настроилась на серьёзный лад))) а в рекламе русским языком чёрным по белому сказано, что это комедия))) Так что оценила фильм в итоге по достоинству. Чего и вам желаю.

Шерлок (2010-2017)

Завидую всем, кто ещё этого шедевра не видел. Первый раз его смотреть — высшее наслаждение. Гениальный взгляд на не менее гениальное создание Артура Конан Дойла. Он, как и Чехов, Вересаев, Булгаков — врач по образованию. Как, собственно, Станислав Лем и Фридрих Шиллер. Интересно покопаться, есть ли что общего в их творчестве))) всё таки творили на фоне единого клинического мышления, как минимум)))

К первоисточнику по сюжету этот фильм никакого отношения не имеет, кроме имён главных героев и основных тем детективных дел, чем категорически выделяется из всех сериалов по мотивам произведения автора.

В фильме играют исключительно британские и ирландские англичане. И это создаёт свой неповторимый вайб, энергетику, атмосферу. Бенедикт Камбербэтч, кажется, был рождён, чтобы сыграть Шерлока))) А Мартин Фриман в роли доктора Ватсона? Они так органично смотрятся. Юмор. Мимика. Осанка.

Не было бы того колорита без потрясающей игры Марка Гэтисса в роли Майкрофта, старшего брата Шерлока. Не говоря уже об ирландском актёре Эндрю Скотте в роли профессора Мориарти. И, конечно, очаровательный Руперт Грейвз в роли инспектора Листрейда.

Женские роли — это отдельная ода режиссёрам:

  • Шан Брук в роли неожиданной сестры-злодейки Шерлока и Майкрофта — Эвер/Эвр (Eurus, в переводе с греч. богиня восточного ветра)
  • Аманда Аббингтон в роли Мэри Ватсон, которая оказалась боевиком;
  • а как вам вдова наркодиллера — миссис Хадсон?! — её сыграла Уна Стаббс;
  • нельзя не упомянуть красотку Лару Пулвер в роли похитительницы сердца Шерлока Ирэн Адлер.

Ещё 2 интересных пунктика фильма:

  1. роли родителей Шерлока, Майкрофта и Эвр исполнили настоящие родители Бенедикта Камбербэтча. Ванда Вентхам и Тимоти Карлтон. Как же мило. Актёрская династия.
  2. актёры, сыгравшие доктора Ватсона и его жену Мэри — настоящие супруги в реальной жизни))) Любопытно!

Великолепный актёрский состав. Совершенно новый сюжет, только косвенно напоминающий классику. Все события перенесены в современный мир. Много откровенного экшена, драйва, напряжения. Когда закончились основные детективные дела, в 4-ом сезоне возникла абсолютно новая история про сестру Эвр, чего вообще не существовало у Артура Конан Дойла. Плюс мистика. Эта история иначе показала ранее холодного Шерлока. Даже не знаю, к худу или добру. На любителя. Мне кажется, что не будет ни одного равнодушного зрителя. Респект режиссёрам. Кстати, их аж 10…

Если говорить о ПТСР, то здесь речь идёт как о самом Шерлоке, так и о докторе Ватсоне и его жене Мэри. И весь фильм акцентирует на этом явлении внимание. Но прямо об этом сказал Майнкрофт:

«Не война преследует вас, доктор Ватсон! Вам не хватает её!»

Выжить после (2013-2016)

Фильмы созданы, если не с познавательной или развивающей целью, то чтобы отвлечь от реальности, снять стресс, интересно провести свободное время, разбудить спящие чувства, растолкать себя в случае чего. И этот сериал вполне с многими запросами справился. У нас был семейный просмотр. Предложили его наши дети (подростки). И фильм удовлетворил интересы всех поколений.

Много остроты, переживаний, внимание удерживается от серии к серии. Для любителей милоты — тоже есть. Центральными героями для нас стала пара: Митя (роль Д.Ендальцева) + Надя (роль Е.Розановой). Новые для нас актёры, но потрясающе хорошо сыграли, мы с трепетом следили за развитием их отношений.

Романтизируется работа компьютерщиков/программистов (Саша, роль И.Макаревича). Великолепная игра актёра. Как разведчик, герой невидимого фронта.

Если в двух словах, то фильм про неожиданные последствия задуманной верхушкой эксперимента. Им хотелось создать сыворотку совершенства для образования идеального общества (что-то схожее видели в фильмах про утопию «Посвящённый» и «Дивергент»). Но всё пошло не так. Возникла вирусная эпидемия, в результате много трупов, а выживали только красивые молодые здоровые девушки «мураньи». Но смертельно опасные для остальных.

Подумать только, фильм сняли в 2013 году, за 7 лет до вирусной пандемии… прямо пророчество. Очень много параллели: вирус, искусственно созданный; диктующие «сверху» правила; сомнительные прививки; подтасовки фактов под единый замысел и некая верхушка, бредящая мировым господством, управляющая всем этим действом…

Фильм ещё интересен тем, что много героев, много разных судеб, много историй на любой вкус от любовных до приключенческих. Много продемонстрировано разных реакций (в зависимости от типажа) в идентичных ситуациях. То есть ситуация одна, а реакции на неё — в зависимости от внутренней сущности человека:

  • есть явно героическая, с самопожертвованием ради других,
  • есть явно подленькая,
  • есть просто продажная,
  • есть зомбированная тщеславием,
  • есть истерическая,
  • есть невротическая, а то и параноидальная.

Много судеб с несчастной любовью. Особо тронула судьба красавицы Айжан (Б.Суюншалина), в моей семье один человек так и сказал: «Я никогда не прощу Валере (С.Годин) за Айжан». Сочно показано значение мужчины в судьбе женщины. Как бы посыл всем женщинам: выбирай достойного себе! Ей бы для счастья нужен более надёжный=постоянный в привязанностях парень!

Качественно показано ПТСР на примере то же Валеры. Когда человек уже не может жить спокойной счастливой жизнью: ему обязательно нужен, и он активно ищет экшен, преодоления, борьбу, драйв на грани фола.

Бог не умер (2014)

«Только благодаря реальной опасности мы можем понять, на сколько прочны наши убеждения». Фильм про границы, про умение их обозначать. Про разрешение быть собой. Про доверие Богу, доверие себе. Много цитат из Библии. Много точных вопросов. Интересные диспуты, заслушаешься. Много умиротворяющего. Способного открыть сердце.

Вот некоторые цитаты, которые особо тронули на момент просмотра:

  • «Всякому, кому дано много, много и потребуется. И кому много вверено, с того больше взыщут».
  • «Не пытайся их переспорить. Просто говори истину».
  • «Иногда самые важные вещи в жизни кажутся нам совсем незначительными».
  • «Бог поставил нас туда, где больше всего хотел бы видеть».

Пресловутый вопрос нашего доверия… а мы всё ропщем и ропщем… по сути ему же жалуемся на него же)))

Есть в фильме и такая история: «У меня нет времени на рак. Я слишком занята». Эта фраза, сказанная доктору в ответ на полученные результаты анализов, напомнила мне мою личную ситуацию. Там не было рака, но срочно надо было лечь на операционный стол, иначе сепсис и, как сказал хирург: «Завтра не будет». Помню, как же это было всё некстати! Я была слишком занята! И вы себе не представляете! Оказывается, дела могут делаться и без нас!

А как ещё нас остановить, когда слишком увлеклись на несущественном? Нас так Жизнь/Бог/Вселенная/ Всевышний/Высшие Силы останавливают, насильно вырывают из суеты сует, чтобы отметить, в какой точке находимся, куда на самом деле мчимся и на сколько отклоняемся от истинного своего пути!

Так с нами разговаривает Бог. И это трогательно и пронзительно одновременно, что в итоге ничего, кроме благодарности, не остаётся.

А вот диалог, мимо которого невозможно пройти мне, как врачу-психотерапевту, который топит за психологическую грамотность каждого:

  • Мне кажется, он яркая личность. Привлекательный. Его внимание позволяет тебе чувствовать себя особенной, целостной.
  • Вы что, читали мой дневник?!
  • Психологи это называют комплексом Золушки. Не я придумал это название! Без обид! ребята тоже подвержены подобному, только нет подходящего названия. По сути, чтобы укрепить чувство собственной значимости, ты ищешь одобрения, вместо того, чтобы найти этот источник в себе самой!
  • Разве не большинство людей так делает?!
  • Да, конечно, очень многие так делают. Но использовать романтические отношения с целью укрепления самооценки — не самый лучший вариант. Как ты думаешь, Бог подвержен ошибкам или влиянию чужого мнения?
  • Нет.
  • И если он создал тебя по своему образу и подобию, при том он не допустил никаких ошибок, можно ли сказать, что он в силах позаботиться о тебе?
  • Да)))
  • Ведь если бы это было необходимо, он бы с готовностью пожертвовал бы собой ради тебя. Даже если бы ты была единственной, кто в этом нуждался. Если Бог любит тебя так сильно, какая разница, что думает твой бойфренд?! Неправильный человек никогда не оценит тебя по достоинству. Но для своего единственного ты будешь всем.

Ещё в фильме очень точно показан гнев на Бога, как одна из первых стадий естественной реакции острого горя (синдром утраты).

Я не думаю, что стоит делать вывод, что фильм исключительно про христианство. С моей точки зрения — Бог един. Названий много, суть одна. А само множество конфессий — наверное, к вопросу о свободе выбора. Любой может выбрать, что ближе ему по духу. Если вникнуть в каждую из религий — они все про одно. С разницей про земные правила/ритуалы. Так что, на мой взгляд, этот фильм для всех, и для теистов любой веры, и для атеистов. Светлый добрый фильм о главном.

Хижина (2017)

«Можно ли воспринять всерьёз, что кто-то пару дней провёл с Богом в хижине?» — с этого начался фильм. И сразу возникают вопросы: а что бы тогда вы ему сказали? И что бы тогда вы у него спросили? Что больше всего хотели бы узнать?

Душераздирающее кино. С одной стороны. Душераздирающее — с другой… История началась с избиения отцом матери и сына лет 8. Если честно, сложней всего это переживать. Когда страдают маленькие, так доверяющие взрослым. Самые беззащитные по всем статьям (физически, эмоционально, интеллектуально). Фильм сначала делает акцент, что бить/боль = это не любовь.

А потом ещё хуже — исчезновение 5-летней дочери. И подозревается маньяк, похитивший уже пятеро девочек. Отец рыдает: «Я только на секунду взгляд отвёл. Лодка перевернулась, где двое старших детей»….

Если объективно, на самом деле в этой жизни есть всё: и матери, убивающие собственных детей, и отцы, и специально, и случайно. Но есть и другое, когда детей воруют. Во всех этих страшных случаях страдают беззащитные дети. Те люди, когда их возраст подразумевает доверие и бесконечное душевное тепло и добро.

Когда смотришь такие фильмы, то все наши жизненные недоразумения кажутся ничтожеством по сравнению с трагедией потери своего ребёнка.

Но такое есть. И нельзя делать вид, что этого не происходит. И есть люди, которые пережили самую страшную боль на земле. Знайте, что мы с вами. И фильм для вас! С этим нельзя смириться. Это невозможно оправдать. Но всегда есть ради чего жить дальше.

Фильм посвящён всем, кто пережил страшное. Всем, кто живёт с симптомами ПТСР. Обратите внимание, фильм хорошо эти симптомы показывает. Проблема одна: исчезла 5-летняя дочь. Всем плохо. Но каждый в семье, и мать, и отец, и старший сын, и старшая дочь переживают эту боль по одиночке. Хоть и семейный контакт как будто сохранён. Но тем не менее. Каждый остаётся один на один с этой болью. И каждый по своему страдает. Закрыто от других.

Тема Бога и травм пытаются многие объяснить. Например, в книге «Пять травм» Лиз Бурбо: «Уже при рождении ребёнок в самой глубине своего существа знает, что смысл его воплощения заключён в том, чтобы проработать все многочисленные уроки, которые преподнесёт ему жизнь. Кроме того, его душа с совершенно определённой целью уже выбрала конкретную семью и окружение, в котором он рождается. У всех нас, приходящих на эту планету, миссия одна: пережить опыты, и пережить так, чтобы принять их и через них полюбить себя»….

Или, например, Мэрилин Мюррей, пережившая в детстве изнасилование и потом ставшая психологом, изучающим детские травмы маньяков, приведшие к их страшным поступкам. Весь свой путь исцеления описала в книге «Узник иной войны».

Действительно, вопрос к Богу остаётся открытым… как он может допускать такое с детьми?

Бог: «Мне пленники ни к чему, ты можешь уйти хоть сейчас». Отец девочки: «Зачем возвращать меня сюда?» Бог: «За тем, что ты здесь увяз». Отец девочки: «На тебе платье, я всегда тебя представлял с бородой». Бог: «Я не Санта Клаус. Зная, что ты пережил, вряд ли стоило являться в образе отца. … Я знаю, какая теперь между нами пропасть, Мак. Можешь мне не верить, но ты мне особенно дорог. Я хочу исцелить ту рану, которая зияет в тебе и между нами. Нет простого средства унять боль, раз и навсегда». Мак: «Ты же всемогущий Бог, всеведущий и вездесущий. Ты повсюду. У тебя безграничная сила. И всё же ты не уберёг мою малышку. Когда ты так был ей нужен. Ты её покинул». Бог: «Я никого не покидаю». Мак: «Если ты в самом деле Бог, где ты был, когда был нужен?!» Бог: «Сын, когда ты видишь только свою боль, ты огорчаешь меня». Мак: «Не говори загадками. Как ты можешь обещать помощь, когда не помог ей? Из-за тебя её нет. Если ты её не вернёшь, не видать мне свободы»…

Это фильм. Это не истина. Это поиск. Нам не знать наверняка истину. Нам дано только её искать. Лично я не верю тому, кто говорит, что нашёл…

Зато безупречно показано, как каждый из нас умеет судить… быстро и однозначно… всегда есть виноватые во всех болях и страданиях… эгоисты, например… жадные, мучители, убийцы, наркоторговцы, террористы… мужья, избивающие жён или отцы, избивающие своих сыновей, чтобы заглушить свою боль…

Мудрость: «Ты хочешь гарантию безоблачной жизни? Её нет». Бог: «Никому ничего не сходит с рук. У всего есть последствия. Простить — это не значит оправдать… не значит стать приятелями… Надо только избавиться от злобы… довериться мне и последствиям… Боль пожирает тебя изнутри, лишает тебя радости и отравляет твою любовь».

Фильм лучше всего смотреть всем, кто в обиде на Бога за все страдания.

Триггер (с 2020) и Медиатор (2021-2024)

Фильмы похожи. Их объединяет наглядность причинно-следственной связи всего, что мы совершаем сегодня с тем, какое детство пережили, несмотря на то, что можем совсем о своём прошлом не задумываться. С одной стороны.

С другой стороны — показывают родителям, как не надо вести себя с детьми, чтобы не получить те последствия, что мы наблюдаем в фильмах.

Конечно, по правилам кинематографа, эффекты усилены порой до абсурда. Иначе было бы скучно смотреть. Оба фильма сконцентрированы на специалистах в области психологии, которые используют исключительно манипуляции для влияния на поведение других людей. Оба глубоко ранены в детстве. Пресловутое посттравматическое стрессовое расстройство, потому не могут без остроты на грани фола. Ищут эту остроту. Чаще сами её создают. При этом, оба ищут выход из заколдованного круга. Оба растут на наших глазах.

Фильмы интересны не только сюжетами и хорошей игрой актёров. Они дают экспертные комментарии переживаниям, болезням и поступкам, расширяя сознание. Побольше бы такого кино, которое бы совмещало развлекательную функцию с познавательно-развивающей!

Тронула самая грустная мысль из «Медиатор»:

«Бюджет научного фонда США 7,5 млрд. Это несопоставимая сумма с тем, что в России тратят на научные проекты».

А какие фильмы c ПТСР видели вы? Как они вам?

Читать ещё на сайте

Читать ещё на Яндекс.Отзывы о фильмах и книгах

Об авторе

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 9

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Похожие статьи: