Зависть — одно из самых ярких чувств. Свойственна многим, особенно тем, кто отрицает её в себе. Чувство не однозначное. Наиболее процветает в амбициозной среде.
Когда зависть — это хорошо
Зависть — это чувство. Любое чувство мотивирует к действиям. Если посмотреть в шпаргалку, то мы видим, что зависть относится к чувству гнева. А природная целесообразность гнева — расширять горизонты и собственные возможности, устранять препятствия к достижению целей.
То есть зависть — это маркер того, что мы тоже так же хотим, как у другого. Чувство — это целостный отклик. Без конкретики. Например, мы видим, что человек сдвинулся с места и заработал ещё один миллион. Заиграло чувство зависти. Это совсем не значит, что вам надо копировать рецепт и кидаться зарабатывать любой ценой тот самый миллион. Нет.
Человек рождён для развития. Душа не любит застоя. Она требует от нас процесса роста, даже несмотря на осознанную потребность в стабильности. Зависть маркирует само продвижение другого человека. Вы не видите развития его души, вы видите показатели результативности в денежном эквиваленте.
Вашей душе деньги не нужны. Ей нужно движение. Вот она и откликнулась.
Физиологически вы ощущаете, психологически вы считаете, что вы завидуете. На самом деле ваша душа подсказывает вам, что у вас есть потенциал, есть силы, ресурсы сделать шаг вперёд. По своей собственной траектории. Как говорится, «счастье другого не скроено по нашему плечу». Как и наше счастье невозможно скопировать другими. У каждого свой путь, свой жизненный урожай.
Зависть — это хорошо, когда вы её читаете, как сигнал к действию. К тому, чтобы осмотреться и искать для себя новые способы приложения собственных сил и способностей. И в результате не всегда будут деньги. Может быть — счастье самореализации? Здоровье? Любовь? Дружба? То есть выход из зоны комфорта в ещё более комфортную среду, в которой вы ещё не были, но к которой уже внутренне готовы.
Когда зависть — это плохо
Но любой шаг вперёд, любой выход из зоны комфорта встречает внутреннее сопротивления в виде разного рода страхов, опасений, боязливости и рационализации всех этих чувств. Рационализация страха скрывает от себя самого этот страх, и как положено психологической защите для сохранения самоуважения, логически пытается пояснить, почему следует стоять на месте.
А вы помните, что чувство — это энергия, и по закону сохранения энергии, оно ищет выход. Тогда энергия зависти начинает фиксироваться на обратной стороне медали.
Чувство зависти — неоднозначное чувство. Этот гнев имеет две стороны монеты. С одной стороны — орёл — это стимул движения вперёд по своему жизненному пути, согласно собственным «дорожным знакам», согласно своим способностям, генам, предназначению, преодолевая препятствия лени, страха, сомнений. С другой стороны — решка — это чувство ущербности, ущемлённости, приниженности, приводящее не к депрессии, а к агрессии против тех, кто его спровоцировал.
Механизм аналогичен тому, когда мы совершаем ошибку. Если ей нет свидетеля — это один коленкор. Но стоит появиться свидетелю, что весь гнев за собственную ошибку лавиной обрушивается на свидетеля «нашего несовершенства».
С завистью то же самое. Если страх перед совершением движения вперёд оказывается сильнее, то человеку легче энергию зависти направить против того человека, успех которого вызвал это чувство.
Потому порой люди стараются принизить победы других, обесценить их прежде всего в своих собственных глазах, а для пущей убедительности, поискать и единомышленников. Либо при наличии ресурсов, навредить тому человеку, кому завидует — история человечества изобилует негативными событиями, основанными на мести из чувства зависти.
Не напрасно эта сторона зависти в религиях называется смертным грехом. Причём, считается наиболее сильным грехом, и потому что мрачен последствиями, и потому что чаще отрицаем его носителем.
Если в других грехах человеку легче себе признаться, то в этой стороне зависти, запускающей злословие и месть, как правило человек себе не признаётся. Он с помощью ловушек логики находит более приемлемые для собственной самооценки объяснения своим негативных действиям.
Где нет зависти
- Зависть не актуальна при доминанте удовлетворённых потребностей. Потому что человек уверенно и комфортно себя чувствует на собственной жизненной дорожке. Успех другого человека расширяет ему угол обзора, маркируя возможности реального мира.
- Описаны сообщества, такие как хопи, навахо, инки и ацтеки, общественные механизмы которых не побуждали к актуализации зависти. Объясняется тем, что в них отсутствовали правящие структуры, создающие дефициты и необходимость соревноваться за их обладание.
Инструмент мотивации
Зато зависть прямо пропорциональна амбициям, приводящим к честолюбию и тщеславию. Поэтому это чувство вполне естественно в искусстве, в политике, в спорте, в организациях, учреждениях, предприятиях, компаниях. Везде, где есть вертикалии власти, ограниченные ресурсы (деньги, должности, звания, земли…), рейтинги и всё остальное, побуждающее к соперничеству.
И на сколько человек близок к реализации «белой» или «чёрной» зависти, всё зависит от степени развития его эмоционального интеллекта, то есть на сколько он научился отслеживать и понимать собственные чувства в текущем моменте. На сколько он привык быть собой, на сколько привык быть подлинным.
Зависть в настоящее время эффективно используется во всех амбициозных сферах, как инструмент мотивации, как побудительный механизм для обучения и развития компетенций с общей целью роста конкурентоспособности, производительности труда и прибыли компаний.
Свежие комментарии