5
(7)
Примерное время прочтения статьи: 6 минуты

Ум и интеллект — одно и то же? От какого интеллекта зависит успех?

Интеллектуальные коэффициенты

Интернет и библиотеки полны различными вариациями интеллектуальных коэффициентов:

  • IQ — Intelligence Quotient — коэффициент умственного или ментального интеллекта;
  • EQ — Emotional Quotient — эмоционального интеллекта;
  • КQ — Кinesthetic Quotient / BQ — Body Quotient — телесного (кинестетического) интеллекта.

Описывают много других коэффициентов, на мой практический взгляд спорных для отнесения в самостоятельную сферу, например:

  • LQ — Love Quotient — измеряющий способность к привязанности, который является скорее одним из аспектов ЕQ;
  • VQ — Vitality Quotient — коэффициент жизненной энергии, что тоже больше подходит к ЕQ, ибо именно эмоции и чувства побуждают человека к действиям, ибо эмоции и чувства — это и есть энергия; но не всё просто, ведь на интенсивность эмоций влияет темперамент, то есть тип высшей нервной деятельности, как процесс рефлекторного реагирования, а не познания, в то время как интеллект — процесс познания;
  • PQ одни называют Physical Quotient (физического), другие Practical Quotient (практического), которые с разных сторон сводятся к практицизму, материальному благополучию с умением создать физический комфорт; однако, практицизм — это скорее ценностная особенность, свойственная определённым типам личности;
  • SQ — Spiritual Quotient — коэффициент духовного интеллекта больше соответствует потребности, нежели отдельному виду интеллекта;
  • лингвистический, логико-математический, пространственный…, которые больше напоминают нам положения IQ;
  • межличностный, внутриличностный…, которые напоминают ЕQ.

Фигурирует понятие множественного интеллекта. Сколько авторов — столько и мнений. Как в анекдоте: на осмотре одного больного три психиатра имели четыре мнения.

В чём мнение едино, так в определении интеллекта.

Интеллект — это совокупность психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека.

IQ

IQ не коррелирует с успешностью. Я была в шоке, когда, наконец, убедилась в этом на практике. Весь мой 25-летний опыт был связан с различного рода личностными и интеллектуальными измерениями. А главное — с соотнесением полученных значений с реальной результативностью, адаптивностью и профессиональной успешностью человека. До 1,5 тысяч человек в год. Люблю статистику, выявление закономерностей, анализ фактов, соотнесение полученных результатов с реальным поведением человека в динамике.

Буквосочетание IQ прочно вошло в наш лексикон, но вовсе не означает того, что все в него вкладывают. Говоря IQ, вы подразумеваете ум человека и ставите на него ставку. Надеясь, что чем умнее (подразумевая, чем выше IQ), тем легче человек разберётся в объективно сложных производственных задачах.

Вот и я так думала вначале своего профессионального пути, первые 10 лет, пока не набрала достаточно фактов для вынесения уверенных выводов.

Заранее обращаю внимание, что в ниже представленных наблюдениях не рассматриваются такие артефакты, как натренированность в прохождении тестов. То есть были исключены случайные и преднамеренные показатели тестов.

  1. Встречались люди с IQ 118-120 по тесту Амтхауэр, что соответствует высшим баллам, которые в реальной жизни оказались беззащитными, неспособными эффективно решать задачи по профессии.
  2. Также, как и с теми же показателями, безусловно, были успешные работники, что на первый взгляд куда логичней, чем предыдущая группа.
  3. Встречались люди с IQ ниже 90, что соответствует уровню ниже среднего, но длительное время успешно справляющиеся с задачами руководящих позиций. Объективно успешные, справляющиеся с перипетиями экономических кризисов, производственных «землетрясений» и смен высшего руководства. Не по причине пресловутых родственных связей и других социальных артефактов.
  4. С теми же показателями выявлялись неуспешные работники в тех должностях, где на первый взгляд должен рулить именно IQ.

Причем все четыре группы в процентном содержании имеют почти равные показатели.

💥Поэтому пришлось признать, что IQ не коррелирует с успешностью. Это не значит, что его не следует измерять. Это означает, что следует знать, с чем соединять полученные результаты в причинно-следственную связь.

Что такое IQ? Это прежде всего то, что способны измерить соответствующие тесты. А тесты IQ направлены на измерение:

  • способности человека перерабатывать информацию;
  • общей осведомлённости о том, что уже известно, что очевидно.

Как можно перерабатывать информацию? Процессы головного мозга не линейны. Линейна только логика. Поэтому мышление лучше рассматривать с точки зрения его типов и его уровня.

Есть следующие типы мышления.

1) Левополушарные:

  • структурированный, формально-логический, рациональный, синтетический — легче воспринимается логика чисел, сфера точных знаний, что создаёт платформу для практицизма и чёткости в аргументах;
  • абстрактно-логический — отвлечённый, теоретический, системный;
  • вербальный, лингвистический, абстрактно-аналитический — легче воспринимается значение и смысл слова, его содержательная нагрузка, так необходимые для методологии, науки, литературы, философии, языкознания.

2) Правополушарные (художественно-эстетический тип восприятия, необходимый для рекламы, дизайна, журналистики и работы с людьми):

  • наглядно-образный, чувственный;
  • наглядно-действенный;
  • целостный, эвристический.

Уровни мышления или процесса обобщения классифицируются от функционального к понятийному. Если тип мышления — это сам способ переработки информации, то уровень — это потенциал, глубина возможности отражения. То есть, умеющий оперировать понятиями (высокий уровень), способен при необходимости отражать отдельные конкретные функции явлений (низкий уровень), что невозможно в обратном направлении.

Вторая часть теста IQ (на осведомлённость) вызывает у оцениваемых лиц наибольший стресс, так как ассоциируется со школьным экзаменом, с проверкой знаний, с оценкой успеваемости и со сравнительным рейтингом.

И возникает внутренний конфликт, так как порой школьная успеваемость вовсе не коррелирует с реальным профессиональным успехом. И вы правы. Все видели примеры, когда бывшие школьные отличники работают секретарями, а троечники — их боссами. Да, не всегда, но такое явление есть, и это факт, который не стоит игнорировать.

Психологически понятен данный расклад, когда отличники привыкли выполнять правила и подчиняться, а троечники привыкли к риску и выходу из зоны комфорта.

✅ Природа не создаёт некачественных людей. Неуспешность — это результат

  • либо несоответствия имеющихся талантов человека должностным обязанностям;
  • либо непонимание человеком своих талантов и скрытых возможностей;
  • либо игнорирование человеком необходимости подтянуть ключевые компетенции.

Мышление (IQ) — это часть интеллекта. По многим источникам — врождённое явление.

EQ

ЕQ — вот что однозначно коррелирует с успешностью. Комплексно. В других статьях читайте о ключевых личностных особенностях, без которых нет смысла рождаться с высоким IQ и развивать ЕQ, если хотите добиться успеха.

Чаще всего по причине низкого ЕQ выше перечисленные группы работников с высоким IQ не могли достичь поставленных целей. И наоборот, именно по причине высокого ЕQ работники с низким IQ были вполне успешными.

ЕQ имеет множество аспектов.

1) Внутриличностно. Это умение:

  • осознавать свои эмоции и мотивы, назвать их словами;
  • прогнозировать их;
  • мотивировать и поддерживать себя;
  • управлять своими эмоциями (не только и не столько сдерживать, сколько умение направлять в адекватное русло потоки внутренней энергии по степени уместности в текущем моменте).

2) Межличностно. Это умение:

  • осознавать чувства и мотивы других;
  • прогнозировать их;
  • сострадать, сочувствовать, откликаться, поддерживать;
  • заряжать энергией других.

ЕQ — это искусство обмена энергией. Например, человек с высоким ЕQ не станет перебивать друга, потому что общение — это обмен. А прерывание на полуслове или полумысли — это прерывание обмена.

В отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно развивать в любом возрасте. Этот ресурс имеет каждый, только не каждый озадачивается его актуализацией.

При описании ЕQ уместно коснуться так называемого SQ, коэффициента духовного интеллекта. Впервые о нём вычитала у Стивена Кови:

«Духовный интеллект — это способность обрести свой голос и вдохновить других людей обрести свои голоса. Это умение выбрать свой жизненный путь, который не обязательно совпадёт, а скорее даже совсем не совпадёт с усреднённым опытом сотен тысяч людей. Это способность делать свой выбор в любой ситуации. Когда человек проживает жизнь со смыслом и осознанием её смысла. Именно духовный интеллект делает человека личностью, способной ставить жизненные цели, искать и находить свою жизненную миссию, сопоставлять свои поступки с жизненными ценностями». 

В таком виде SQ ассоциируется с уровнем самореализации иерархии потребностей Абрахама Маслоу и его характеристиками самоактуализирующихся людей:

  • способность воспринимать мир вокруг себя беспристрастно, такими как есть, а не такими, как им хотелось бы видеть;
  • приятие себя, других и природы;
  • непосредственность, простота и естественность (не казаться, а быть);
  • не Эго-центрированность, а центрированность на задаче, которой считает своей жизненной миссией;
  • независимость и автономия органично сочетаются с общественным интересом, состраданием;
  • свежесть восприятия, открытость новым переживаниям;
  • глубокие межличностные отношения;
  • демократический характер;
  • разграничение средств и цели;
  • философское чувство юмора;
  • креативность;
  • сопротивление окультуриванию.

Это краткие цитаты А.Маслоу. Если хотите описание в подробностях, пишите, отвечу.

Похоже, SQ скорее цель, куда стремиться при развитии ЕQ. А вы как думаете?

КQ

О кинестетическом интеллекте мало говорят, но это не значит, что он не существует. Телом мы много что познаём. А кто-то имеет кинестетический талант. Точно также, как у кого-то этот интеллект вовсе не развит.

По многим источникам он развивается в первые три года. Начинается с прикосновений родных. Как впрочем, и эмоциональный интеллект тоже начинается с прикосновений.

Что такое КQ? Это способность:

  • ощущать тело в пространстве;
  • к быстрым рефлекторным реакциям;
  • чувствовать первые признаки заболеваний тела;
  • управлять мелкой моторикой, мимикой, пантомимикой.

КQ — основа для занятий спортом и танцами. Без КQ не встать на ролики и коньки. Без КQ не стать хирургом, механиком, плотником, ремесленником, актёром, бойцом быстрого реагирования и т.п.

Вывод

Таким образом, смело можно сказать, что в основе интеллекта лежат мышление (IQ), эмоции (ЕQ) и тело (КQ). И не удивительно, что социальный успех определяет ЕQ при прочих равных.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 7

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.