5
(4)
Примерное время прочтения статьи: 3 минуты

Нематериальная мотивация персонала в настоящее время больше похожа на несуществующий клад. Все слышали, но никто не видел. Работники любого ранга привыкли некачественный труд объяснять нехваткой времени и денег. Но все-то знают, что что-то здесь не так. А что не так — порой неуловимо.

Понять персонал

В одной из предыдущих статей «Понять персонал» были продемонстрированы два метода, позволяющие попасть в зону ценностей человека. И тогда же мы немного коснулись двух наблюдений из сферы нематериальной мотивации:

  • Ничто так не демотивирует работника, чем те задачи, с которыми он не справляется. 
  • Ничто так не воодушевляет, чем те задачи, которые получаются прекрасно.

Но в прошлой статье мы не углублялись в них. Давайте приступим сейчас. Ведь именно ценности мотивируют.

Экскурс по ценностям

Действительно, ничто так не воодушевляет, как те задачи, которые у человека получаются и приносят радость от самого процесса.

  • Одних может воодушевлять собственная способность продюсировать идею, продукт, товар, себя. Такие люди любят и у них действительно хорошо получается продвигать в народ что-то новое, показывая все его преимущества, объясняя пользу и необходимость. Это талант. И если применяется уместно, то приносит блага и самому работнику, и компании.
  • Других воодушевляет нужность людям и их благодарность за принесённую пользу, они за это готовы работать сверхурочно и получать условный заработок.
  • Третьих воодушевляют знаки доверия профессионализму и особые персональные привилегии.
  • Четвёртых — возможность работать в команде, так как для работника сами люди являются ценностью. Если он любит общение и умеет общаться.
  • Пятых — возможность придумывать что-то новое, творить, создавать, экспериментировать.
  • Есть люди, которые обожают анализировать, исследовать, проводить статистические обработки, выявлять закономерности. Они это могут делать и бесплатно, так как просто такой образ мышления и образ жизни.
  • Есть люди, которых воодушевляет контроль и порядок, они прирождённые организаторы, легко расставляют контрольные точки и наслаждаются их эффективностью.
  • Есть люди, которые любят приносить радость, их воодушевляет праздничная атмосфера, они прекрасно справляются с организацией и ведением банкетов.
  • Есть люди, которые обожают масштабность задач, в них происходит удовлетворение потребности в самоутверждении и причастности к великому, социально-значимому.
  • Есть люди, которые любят новизну и для них ценность — в освоении новых территорий, новых компетенций, новых знаний.

Если начинается разговор о деньгах, то чаще всего это указывает на то, что работа не воодушевляет, так как не касается ценностей работника, потому возникает у него желание компенсировать потери. Когда человек действительно реализовывает сполна все свои таланты, он столько приносит очевидной пользы компании, что компания сама заинтересована его продвигать и удержать. Либо находятся такие компании, которые как раз такого работника сейчас ищут.

О демотивирующих факторах

Любой наш недостаток — это продолжение нашего достоинства. Такая же логика в мотивирующих и демотивирующих факторах. Если мы видим явно выдающееся качество человека, то оно всегда имеет свою изнанку:

  • Если человек силён в продюсерстве, то его изнанкой будет скрупулёзный труд. То есть если продюсера посадить за стол и заставить проводить незаметную аналитическую работу, то получите срыв адаптационных ресурсов.
  • То же самое произойдёт, если консерватора заставить осваивать новые методы и подходы, новые горизонты.
  • Или наоборот, любителя новизны погрузить в однообразие.
  • Если контролёра и организатора поставить в условия отсутствия внятных критериев и регламентов, заставив генерировать новые идеи, создавать новые продукты.
  • Если генератора идей заставить проводить монотонную работу, либо контролировать и организовывать других.
  • Если аналитика заставить вести банкеты.
  • Если жизнерадостного банкетчика завалить документацией.
  • Если любителей масштабности ограничить решением узко направленных социально незначимых задач.

Если человека совсем не удовлетворяет работа, то обычно он прикрывается семейными ценностями, так как это социально одобряемый ход. Кто на работе успевает применять свои таланты, кому работа в радость — тот семьёй не оправдывается, не за чем.

Как понять ценности человека

Как правило, сам работник редко прямо может заявить о своих ценностях. Потому что находится в зависимости от работодателя. И потому что не вполне их осознаёт.

Чтобы понять ценности человека, следует:

  • либо провести психологическую их диагностику,
  • либо наблюдать, так как ценности видны в поведении.

Кроме того, ценности могут отражать актуальные потребности человека, о которых вы можете прочесть здесь.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.