5
(3)
Примерное время прочтения статьи: 5 минуты

Подростковый период — самый тяжёлый из всех возрастных кризисов, свойственных человеку. Для обеих сторон:

  • для самого подростка,
  • для их родителей и учителей.

И дело не только в конфликтах между ними. Дело в адаптации.

Кризис подростка

Учёный-психолог Лев Выготский, на мой взгляд, лучше всего описал кризисы детского возраста в 1, 3, 7, 13 и 18 лет. Другие учёные — кризисы взрослых в 25-35 и 65 лет, то есть кризис среднего возраста и перехода в старость.

Кризис — это всегда внутренний конфликт. Он побуждает человека к ревизии, пересмотру всего, что застоялось. Кризис требует выхода из устоявшихся отношений с окружающей средой на следующий уровень. Кризис — это шанс на взросление. Но это всегда ломка привычного.

Кризисы человека завязаны на физиологии мозга. Психика здесь вторична. Но именно психика может явиться блокатором эффективного выхода из кризиса. Потому важна степень психологической грамотности.

Все возрастные кризисы, в том числе подростковый, являются результатом последовательных невидимых изменений, происходящих внутри головного мозга. И по мере формирования определённого набора функций, головной мозг как бы «толкает» человека к внешним изменениям. Потому что внутренние уже произошли.

Но мозг не говорит с нами словами. Он говорит гормонами, медиаторами, вызывая энергетические выплески, которые мы пытаемся объяснить тем, что когда бы то ни было слышали. И не всегда всё, что слышали действительно попадает в «яблочко».

Примеры

Например, один подросток от родителей, учителей и другого ближайшего окружения слышал, что подростковый период — это конфликтность, нежелание учиться, уходы из дома, суициды, плохие компании и другие разного рода страдания. И что он делает? Он всё, что происходит внутри — выпускает как раз через эти ворота. Потому что другого не знает.

Другой подросток слышал другое, что подростковый период — это тренировка коммуникативных навыков, фаза активных экспериментов в самореализации, подбор и замена неэффективных на более эффективные приёмы взаимодействия с собой и другими.

И тогда вся эмоциональная яркость направляется в конструктивное русло самоизучения: проб и ошибок, проб и находок. Потому что ошибки и находки в целом находятся в соотношении 50/50. И если подросток это воспринимает как норма и как подбор, то он не фиксируется долго на неудачах.

Кстати, подростковый период — самый благоприятный для развития коммуникаций и для самоидентификации. Потому что:

  • к этому периоду завершает формирование центр головного мозга, отвечающий за рефлексию, взгляд на себя со стороны и только сейчас мозг готов отвечать на вопросы самоопределения;
  • головной мозг активно направлен на приём и изучение информации о себе, уже умея самому на себя взглянуть со стороны, включая критическое мышление, здравомыслие сравнивать то, что говорят другие с тем, что он сам видит;
  • все ранее сформированные привычки ещё не сильно закрепились, оттого легче подвергаются коррекции и замене на более эффективные, приводящие к нужному результату;
  • только подростковому возрасту свойственны природные реакции группирования со сверстниками и реакции эмансипации, как платформы для тренировки социально значимых качеств;
  • есть возможности пробовать, заходить в различные сообщества, находить «своих», ведь именно в это время формируются школы по интересам (математические, физические, лингвистические, гуманитарии, спортивные…).

Кризис родителя

Родителей, к сожалению, не учат быть родителями. С самого рождения ребёнка со всех сторон родитель только и слышит о своей функции контроля. И силится её взращивать. Ведь если не контроль — то ребёнок может разбиться, пораниться, замёрзнуть…

Но когда ребёнок достигает подросткового возраста первое, что надо убрать — это контроль. Как бы страшно не звучало. Но именно родительский контроль задерживает ребёнка в развитии. Именно из-за строгого родительского контроля и случаются уходы из дома, суициды и другие поведенческие отклонения. Потому что подросток чувствует рост потребности в самоуважении, но контроль принижает его.

Возникает двоякая ситуация. Родитель рассказывает, как он любит своего дитя. А сам унижает его контролем.

Не каждый родитель способен убрать контроль. Потому что заменить его надо доверием. Не каждый родитель умеет доверять. Не каждый родитель умеет договариваться. Не каждый родитель готов усилием своей воли создать безопасную среду для своего ребенка. Создать доверительные отношения. Как со взрослым. Но таким взрослым, который только начал познавать себя и мир с изнанки.

Поэтому очень трудно родителю. Он только усвоил все правила контроля. Только укрепилась эта функция и привычка, как её надо убрать и менять на другую. Которой, возможно, и нет вовсе… Может быть, вся жизнь ранее не побуждала развитию именно этих навыков: договариваться, доверять, поддерживать?

В этом и есть кризис родителя. Когда объективность требует внутренней перестройки, а субъективно нет готовности. Нет сил, нет времени, нет знаний, нет понимания необходимости.

Если продолжать контроль и гиперопёку, то одно из двух:

  • ваш ребёнок вырастет неуверенным и зависимым от более сильных, что приводит к постоянному чувству неудовлетворённости в связи с отсутствием самореализации с одной стороны и страхом перед самореализацией — с другой; отсюда депрессия;
  • ваш ребёнок застревает на стадии самоутверждения, когда он всем и всеми недоволен, чего бы объективно не достиг; то есть эта потребность не насыщается, не удовлетворяется ничем; в итоге, он внутренне глубоко несчастлив при внешней сверхзанятости.

Вывод

Сложность переживания кризиса подросткового периода зависит от степени адаптации самого подростка и его окружения в такому объективному фактору, что ребёнок вырос и что продолжать жить как раньше — не получится.

Подростку трудно, потому что:

  • он такого внутреннего наплыва чувств и такой силы энергетических побуждений раньше ещё не переживал, не испытывал;
  • в этот период возникает сверхчувствительность и сверх ранимость ко всем словам, сказанным в его адрес, вне зависимости от того, как внешне подросток будет себя вести (открыто бурно или незаметно, но глубоко — неизвестно, что лучше);
  • активно меняется тело, новые запахи, новые волосы, к ним ещё надо приспособиться;
  • он в зеркале может видеть себя взрослым, так как тело уже сформировалось, но чувствует себя ещё ребёнком при одновременном новом для себя ощущении, что уже что-то можно… только не понятно что именно… а природа зовёт идти вперёд, осваивать новые территории (самая тонкая грань);
  • он сам себя личностно-поведенчески со стороны ещё не видел и не всегда внутренне оказывается готов обнаруживать то, что не совсем нравится;
  • он многое, что раньше слышал, начал иначе осознавать, глубже и по-новому — открытия каждый день и не от всего в восторге;
  • у него мал опыт собственных решений, но мозг требует самоуважения и подсказывает, что достичь его можно только самостоятельными поступками и ответственностью;
  • он ещё нуждается в помощи, но одновременно чувствует, что лишается самоуважения в собственных глазах, когда эту помощь получает.

Именно по этой причине может снижаться мотивация к учёбе, потому что мозг подростка увлечён поиском самого себя, самоопределением, своим статусом в группе подростков. Если родители не помогут завязать эти потребности с учебным процессом.

Этот возраст — определяющий во всём будущем становлении личности. Все ответы, которые он получает о себе, наиболее глубоко отпечатываются в его сознании.

Родителям не менее трудно, потому что надо менять стиль общения с ребёнком и свой взгляд на ребёнка. А это объективно трудно. И возраст уже не тот, и времени нет, и сил. Но лично я считаю, что счастье выросшего человека стоит того, чтобы вложиться в него.

Не деньгами, не контролем, не опёкой, а доверием и поддержкой. Пока радар его живой и пока ещё повёрнут к вам, родителям и учителям.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.