Есть пустые фильмы: посмотреть и забыть. А есть наполненные смыслом: посмотреть и задуматься. Собрала здесь несколько таких. Они помогают, если возникают сомнения, своей ли жизнью живёте, если порой чувствуете себя «в тумане», если не готовы пока идти к психотерапевту. В этих фильмах много готовых ответов. Также помогают встряхнуться фильмы абсурда. В них тоже вложены подсказки. И не забываем о синдроме выгорания. Этот синдром аналогично ставит под сомнение свой образ жизни, ценность достижений и свои цели.
Андрей Тарковский: «Искусство даёт нам веру и наполняет нас чувством собственного достоинства. Оно впрыскивает в кровь человека, в кровь общества некий реактив сопротивляемости, способность не сдаваться. Человеку нужен свет. Искусство даёт ему свет, веру в будущее, перспективу».
Не каждое творчество даёт свет. Я постаралась поискать только такие. Подобрала некоторые фильмы, которые прямо или косвенно создают фарватер, путь к себе.
Оглавление:
- 1 Фильмы, подсвечивающие чертоги разума:
- 1.1 Расёмон (1950)
- 1.2 Обещание на рассвете (1970, 2019)
- 1.3 Заводной апельсин (1971)
- 1.4 Безымянная звезда (1979)
- 1.5 Сталкер (1979)
- 1.6 Пробуждение (1990)
- 1.7 День сурка (1993) и Эффект бабочки (2004)
- 1.8 Умница Уилл Хантинг (1997)
- 1.9 Титаник (1997)
- 1.10 Город ангелов (1998)
- 1.11 Ванильное небо (2001)
- 1.12 Дьявол носит Prada (2006)
- 1.13 Отпуск по обмену (2006)
- 1.14 Джейн Остин (2007)
- 1.15 Ешь, молись, люби (2010)
- 1.16 Опасный метод (2011)
- 1.17 Таймлесс. Рубиновая книга (2013)
- 1.18 Дивергент (2014)
- 1.19 Посвящённый (2014)
- 1.20 Город, в котором меня нет (2016)
- 1.21 Рождество на двоих (2019)
- 1.22 Веном 2 (2021)
- 1.23 Плохой и сумасшедший (2021-2022)
- 1.24 Уэнздей (с 2022)
- 2 Как мысль порождает болезнь
- 3 Не пойму, как мне быть
- 4 Безусловная любовь
Фильмы, подсвечивающие чертоги разума:
Расёмон (1950)
Фильм обнажает свойства нашей психики защищать себя. Ещё Ницше в своей книге «По ту сторону добра и зла» отлично эту защиту описал:
«Я это сделал», — говорит моя память. «Я не мог этого сделать», — говорит моя гордость и остаётся непреклонной. В конце концов память уступает».
У каждого из нас в базовой комплектации есть целый набор психологических защит, чтобы не тревожиться по поводу собственных действий, не соответствующих нашему морально-нравственному образу о себе. Если такие действия совершены, то ничего не остаётся большинству из нас, как наврать себе:
- кто врёт, что каждый бы сделал так,
- кто врёт, что он вообще «плохого» не делал,
- кто врёт, что кто-то побудил его так сделать, и если бы не этот кто-то, то ничего бы и не было «плохого»…
Фильм красочно иллюстрирует эти механизмы защиты. Как ни крути, но объективный мир крайне отличается от субъективности нашего восприятия, плюс ещё работает избирательность нашей памяти.
Фильм стимулирует посмотреть на себя со стороны. Почему так трудно «стать собой»? Потому что мы порой в особых случаях врём себе. Привыкаем с детства. И заигрываемся до такой степени, что забываем, что врём.
Обещание на рассвете (1970, 2019)
Автобиографическую книгу Ромена Гари не просто экранизировать. Это практически учебник для матерей, когда эмоционально, но наглядно показаны примеры:
- образцового материнства,
- и его ошибки.
Мать, какой бы хорошей любящей матерью себя не считала, может как помогать развитию ребёнка, так и не нарочно блокировать его. Может как способствовать раскрытию природы нового родного человека, так и неосознанно «выпиливать» что-то своё, абсолютно чуждое ребёнку, в итоге не принося ему ею ожидаемого счастья.
Помним, что сам Ромен Гари в 66-летнем возрасте застрелился 2 декабря 1980 года, написав в предсмертной записке: «Можно объяснить всё нервной депрессией. Но в таком случае следует иметь в виду, что она длится с тех пор, как я стал взрослым человеком, и что именно она помогла мне достойно заниматься литературным ремеслом».
Книга многосторонней показывает все грани материнской любви и ответных чувств сына. Как сиюминутных, так и отдалённых, как верхних их слоёв, так и глубинных.
Все попытки визуализировать книгу (1970 и 2019) превращаются в односторонние прочтения отношений.
Как врач-психотерапевт, хочу сказать: не обольщайтесь, если думаете, что вы-то точно знаете, как быть лучшей матерью/отцом… Что-нибудь, да не учтёте, где-нибудь да напортачите, даже если будете стараться этого не делать. Даже если будете считать, что вы всё сделали правильно, «просто у ребёнка плохой характер».
Но вернее ребёнку, став взрослым, излечиться от любых перекосов «любви» родителей, чем бежать от боли, «пустоты» и от самореализации в любые зависимости (пищевая, игровая, алкогольная, наркотическая, адреналиновая = увлечение экстримом, компульсивный шоппинг, трудоголизм, связи с абьюзерами и тому подобное), тревоги, депрессии или через самоубийство в другой мир.
Лучше бы Ромен Гари, в свои 66 лет, когда припекло, подобрал бы для себя хорошего психотерапевта. Как минимум лет 30 смог бы насладиться СВОЕЙ жизнью!
Его мама свято верила, что став богатым и знаменитым, сын автоматически станет счастливым. Она была убеждена, что успех = счастье. Разве она желала, чтобы сын убедился на своей жизни, что это ошибка? что это неполная картина мира?
Заводной апельсин (1971)
Самый отвратный фильм, который я видела. Но убеждена, что надо его смотреть. Его однажды выбрала к просмотру для утоления профессионального любопытства, так как фильм был снят по мотивам одноимённого романа Энтони Бёрджесса, который, будучи школьным учителем литературы, узнал, что болен неизлечимой болезнью (рак) и задался целью обеспечить свою семью хотя бы после своей смерти путём написания крутого романа, способного принести семье млн долларов. И когда опубликовал, пошёл к врачу «сдаваться», выяснилось, что никакого рака уже нет. То есть полностью исцелился, написав такой кошмарный кошмар.
И с точки зрения психосоматики — всё вполне объяснимо, только почему-то люди до сих пор не верят в психосоматику, при том, что книга написана в 1962, то есть 62 года назад!!! А сам термин «психосоматика» появился аж в 1818 году, благодаря немецкому врачу Иоганну Христиану Хейнроту…
С точки зрения психосоматики такое «чудо» объясняется реализацией, то есть выплеском наружу всего, чтобы было подавлено внутри и копилось годами. Нашему мозгу всё равно: мы это делаем руками в действии или просто так сочно и от души фантазируем. Нашему мозгу главное — убрать изнутри то, что поросло трясиной.
Убрать — это прожить конкретное чувство полностью, без остатка. Наша природа (в отличие от нашего сознания) ещё помнит, для чего пришли мы в этот мир в этом воплощении. А все подавленные эмоции нас тормозят. А раз не реализуемся — значит запускается программа самоуничтожения. За безнадобностью.
Отсюда рак. Как синдром подавленных эмоций. Негативных прежде всего. Чаще обид. А обида — это гнев. А эмоции — это энергия. И если мы энергию не выплеснули, то по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает. Только меняет форму и тихо разрушает тело изнутри. И чем больше скапливается не выплеснутого, тем крепче, агрессивней становятся чувства и изощрённей фантазии. Что мы и видим как в книге, так и в фильме. Книга лучше, правда, закончилась.
Сюжет, в свою очередь, если упустить кошмары (вопиющую жестокость подростков), концентрируется на дилемме той черты, которую мы правомерны или нет пересечь при решении проблемы наказания убийц. В качестве решения предлагается лишить убийцу свободы выбора. И фильм показывает, что тогда он автоматически превращается в жертву. И наглядно стирается грань между хорошо и плохо, «морально» и «аморально».
Природа изначально наградила тело 5 чувствами для выживания, а гнев из них — как раз для защиты своих границ.
Другое дело — та форма реализации чувств, которую мы себе позволяем. А это прежде всего дело семьи — помочь своим детям сформировать привычки экологического проявления всех 5-ти чувств, выданных нам природой в своей базовой комплектации.
В крайнем случае, если родители сами не умеют — это дело грамотных психологов — научить подбирать наиболее оптимальный способ выплеска в моменте чувств, что создаются внутри, не допуская их накопления.
Тогда хорошо всем:
- человеку, потому что он полностью реализуется, а значит живёт полной грудью и умеет быть счастливым;
- обществу, потому что с таким человеком понятно, как себя вести, такой человек интересен, а не опасен как для себя, так и для окружающих.
Безымянная звезда (1979)
Жаль, что ТАКИЕ сильные фильмы перестали смотреть, да и снимать… Диалоги с чистой философией и практикой жизни, актёры высочайшего класса — редчайший клад. Сколько собрано глубочайших тонких жизненных наблюдений! Браво режиссёру Михаилу Козакову!
На мой взгляд, фильм о каждом из нас. Мы все рождаемся добрейшими, готовыми изучать мир вокруг и, открыто с ним контактируя и созидая, наполняться и процветать. Но внешние обстоятельства, среда постепенно сужают сначала диапазон нашего сердца и души, потом уже взора на мир…
И наш разум привыкает к такому узкому углу зрения. Но душа-то нет. И у кого-то она прорывается изнутри. А у кого-то заперта накрепко, но тихо ноет, давит, плачет…
И в фильме как раз представлена вся широта таких закрытых и открытых систем. Но главное — не в этом.
Мне кажется, главная мысль фильма — в том, чтобы напомнить нам, что каждый когда-то делает тот самый важный выбор:
- как объединить стремление к материальному комфорту и социальному престижу с потребностью в свободе выбора, вечной взаимной любви, самоуважении, в реализации своих духовных мечт…
- как оставаться свободным, будучи в тюрьме социальных условностей.
И чаще люди себе отвечают: «НИКАК»! И условности с маркетингом упрямо побеждают.
А фильм пытается потрясти за плечи. Вдруг, удасться кого разбудить? И вновь попытаться поискать решение столь сложной задачки.
Сталкер (1979)
Вечный фильм Андрея Тарковского о сталкере, о проводнике (Александр Кайдановский) по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругатских. Сталкер ведёт Профессора (Николай Гринько) и Писателя (Анатолий Солоницын) через некую опасную Зону, в комнату, исполняющую желания. Причём, не те желания, что осознаём, а заветные, потаённые, которые живут глубоко в подсознании и управляют.
«Пусть исполнится то, что задумано. Пусть они поверят. Пусть посмеются над своими страстями. Ведь всё, что они называют страстью — на самом деле не душевная энергия, лишь трение между душой и внешним миром. А главное — пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети. Потому что слабость велика, а сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок. Когда умирает, он крепок и чёрств. Когда дерево растёт, оно нежно и гибко. А когда оно сухо и жёстко, оно умирает. Чёрствость и сила — спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому, что отвердело — то не победит».
Пробуждение (1990)
Думаю, квинт-эссенция на 1 час 25 минуте в призыве всем нам, как холодный душ, пробудившегося от 30-летнего летаргического сна главного героя:
«…Читайте газету. Что там написано? Что всё плохо… Люди забыли, что значит жить. Нужно напомнить, что у них есть. И что они могут потерять. Я чувствую радость жизни. Жизнь — это дар! Жизнь — это свобода! Жизнь — это чудо!».
Когда мы однажды сворачиваем в сторону от себя, от своих потребностей, закрываем двери к своей миссии, своему предназначению, когда живём не свою жизнь — мы спим. Как главный герой фильма. Это летаргический сон. Фильм пытается разбудить. Через аналогию.
Фильм чрезвычайно тяжёлый. Начиная с растерянности 10-летнего мальчика перед своей болезнью, потом замешательство пробудившегося 40-летнего мужчины при осознании, что он лежал в кататонии 30 лет… самое ужасное в этом клиническом случае — сохранность критики пациента. Это вызывает глубокое сочувствие… гениальная игра Роберта де Ниро!
Бесконечное уважение вызывает эмпатийный исследователь-невролог-нейропсихолог (роль легендарного Робина Уильямса), который в 1969 предложил пробовать новое лекарство на таких пациентах. Фильм про все виды надежд, сомнений и переживаний медперсонала, про непредсказуемость ответа организма на медикамент. Обострена проблема цены и ценности эксперимента в медицине.
- С одной стороны — без экспериментов нет движения, нет шанса на излечение от неизлечимых в настоящее время болезней.
- С другой стороны, эксперимент — это весь спектр чудовищных рисков, которые и тормозят развитие медицины.
Фильм основан на реальных событиях. Экранизация одноимённой книги Оливера Сакса — того самого американского невролога и нейропсихолога, который проводил эти исследования и описал их в книге.
День сурка (1993) и Эффект бабочки (2004)
Эти фильмы из одного ассоциативного ряда. В целом об одном. Если совсем коротко, по существу, не вдаваясь в сюжетные детали, то оба фильма про вариативность наших ходов здесь и сейчас и вариативность их последствий.
Смысл в том, что у каждой нашей реакции на события или на возникающие изнутри потребности есть последствия. Мы их пожинаем даже тогда, когда совсем об этом не думаем. Но стоит нам реагировать как-то иначе, то и последствия автоматически пожинаем другие.
И разница лишь в том, что раньше, скажем, мы не обращали внимание на причинно-следственную связь. И просто грустили или злились, когда «что-то не так шло». А, оказывается, можно этим процессом управлять.
То есть, когда точно знаем, что хотим получить (последствия), то легче понять, как нам лучше реагировать (и в этом месте можно экспериментировать прямо сейчас).
Оба фильма наглядно это показывают. В «День сурка» — проще, как изображение на плоскости. В «Эффекте бабочки» — как изображение в пространстве.
«День сурка» показывает, что с нами происходит, когда мы изо дня в день автоматически совершаем привычные действия. Так называемый, бег по кругу. И выход из этого бега — вовсе не снаружи. То есть не обязательно надо менять семью или работу, город или страну. Фильм как раз это демонстрирует.
В фильме бежит по кругу только внешняя картинка:
- Тот же город.
- Та же гостиница.
- Тот же праздник.
- Та же работа.
- Те же коллеги.
Но стоило главному герою (роль легендарного Билла Мюррея) попробовать реагировать по новому, то и всё кругом начало меняться, люди вокруг в ответ начинают вести себя по-другому.
И он начинает испытывать новые чувства, получать новые впечатления. При том, что по-прежнему:
- Тот же город.
- Та же гостиница.
- Тот же праздник.
- Та же работа.
- Те же коллеги.
То есть вывод — ключ к выходу из надоевшего бега по кругу всегда с нами. Он всегда находится внутри нас. Он же ключ к счастью, любви, уверенности, успеху, материальному благополучию, к путешествиям… всё, что хотите…
В «Эффекте бабочки» этот же механизм показан. Только с многоходовочками, что воспринимается ещё хлеще, ярче, сложнее, с мощным экшеном и перенапряжением, плюс зверские встроены события, порой на грани фола. Но суть фильма от этого не меняется. Игра актёров потрясающая. В течение полутора часов каждый актёр сыграл как будто несколько ролей, совсем разных личностей. Блистательные Эштон Кутчер и Эми Смарт в главных ролях.
Умница Уилл Хантинг (1997)
Потрясающее кино для любителей психологического погружения в причинно-следственные связи наших страхов и выборов. Фильм достоен всех наград мира только за один монолог на 47-50-ой минуте! Сильней его в кинематографе надо ещё поискать! Квинтэссенция того, что может скрываться за внешним, за поведением, за фасадом.
Потом каждая встреча главного героя Уилла с психотерапевтом в фильме, каждая фраза — в точку, в глубину, в суть. Например:
- «Я не звоню ей, потому что пока она для меня совершенство, боюсь разрушить: понять, что не такая уж она и умная, что скучна…
- Может, ТЫ сейчас совершенен?! может, ты ЭТО боишься разрушить?… … … ты тоже не совершенен… и та девушка не совершенна. Главное в том, совершенны ли вы друг для друга… … это и есть интимное единство. Чтобы узнать, правильный ли ты сделал выбор, нужны очень близкие отношения»…
И как же повезло умнице-гению, что на его пути встретился грамотный психотерапевт, который сподвиг подростка повернуться к себе самому лицом, переставая самоутверждаться, раскрыться всеми гранями своей природы, обретя подлинную опору, без подмен.
А на 1 час 30-35-ой минуте — вообще супер монолог американского парня о политике Америки идти к экономическому процветанию через военные решения… заслушаешься… браво целостному взгляду на вещи… браво режиссёру! Особенно актуально слышать в наши дни, когда эта политика коснулась нас.
Как много вы видели фильмы, чтобы на ваших глазах вскрывалась слой за слоем психика человека ради его блага, в результате чего пошла практическая иллюстрация его личностного роста? Браво режиссёру ещё раз. И, конечно, виват актёрам!
Фильм о смелости и счастье быть открытым с собой. Как говорится:
«Небо не измеряет, как высоко вы взлетите, оно дарует свободу для полёта».
Титаник (1997)
Тот редкий фильм, в котором крайне много смыслов на фоне одной страшнейшей катастрофы, унесшей многие жизни. Младенец в воде до сих пор перед глазами. Вспомнился знаменитый тост Черчиля, который желал прежде всего везения. Он считал, что оно главнее здоровья, богатства или успеха. И приводил пример Титаника, в котором находились здоровые, богатые и успешные, но везучими оказались только немногие из них.
Не менее смысловой по силе вывод главного героя: «Мне кажется, жизнь — это дар, и это надо ценить. Невозможно угадать, что будет с тобой завтра. Жизнь нужно принимать такой, как она есть. Важен каждый прожитый день».
И главный герой весь фильм показывал, что значит ценить каждый прожитый день: как красиво ухаживал за девушкой, проявляя свои чувства, как достойно выходил из сложных ситуаций. Потому откликался в сердце каждого зрителя.
Фильм мощно продемонстрировал ценность свободы выбора в момент неминуемой гибели: можно беспорядочно бегать и паниковать, или ещё хуже — расталкивать детей, спасая себя. А можно достойно: как главный герой, как капитан, как музыканты, как супружеская пожилая пара, как пастор с верующими.
В нашей повседневной жизни и без страха смерти мы на каждом шагу видим, как пропускается тот самый момент выбора. Когда потом собираются не те плоды, за которыми шли. А тем временем, по одной из теорий личности, системообразующим фактором личности является потребность в самоуважении.
Понравилась главная героиня, её психологическое здоровье: как она воспользовалась даром жизни, какую жизнь прожила, как она сохранила ожерелье, несмотря и вопреки, как она потом им помянула любимого на месте катастрофы.
Таким образом, фильм о том, как и когда внутренние сила/слабость, достоинство/трусость проявляются наружу, то есть о значении свободы выбора в моменте. О ценности каждого прожитого дня.
Город ангелов (1998)
Любимый фильм. Точно показывает, что ничто нам в этой жизни не принадлежит. Тем более — никто. Что сама по себе жизнь — высший дар, и дан он не случайно. И истинно нами желанно — само счастье на Пути, а не обладание чем-то/кем-то.
Фильм помогает смириться с тяжёлой утратой. И напоминает, что все люди — духи, гостящие в этом мире. Все духи — вечные сущности. И у каждого свой Путь. ПутеШествие.
И всё, что нас окружает и всё, что мы проживаем на Пути (даже потери) — возможность для укрепления сил, а главное — для их реализации, проявленности.
Любимые цитаты из фильма:
- «Как он смотрел?! Прямо мне в душу»
- «Некоторые вещи всё равно существуют, вне зависимости, веришь в них или нет»
- «Люди смертны… тела их изнашиваются»
- «Мы здесь боремся за человеческую жизнь. Ты не задумывался? С кем мы боремся?»
- «Вы знали, что всегда наступит весна»…
Ванильное небо (2001)
Села писать отзыв, и подумалось: ведь такие многоярусные фильмы почему-то снимали чаще в конце 90-ых — начале 2000-ых. А в нашей стране, кажется, только Андрей Тарковский в 70-ых. Когда мало следить за захватывающим сюжетом. Когда, следя за сюжетом, сначала кожей чувствуешь подспудный, глубочайший, неОчеВидный смысл. Отрывочно осознаёшь его при первом просмотре, и только, пересматривая, создаётся вся полнота скрытой картинки.
А именно он, этот скрытый смысл, сам по себе имеет мощный пробуждающий потенциал «открой глаза». Считаю такие фильмы обязательны к просмотру каждому, как бы давая шанс себе проснуться, чтобы начать жить СВОЮ жизнь.
А если при первом просмотре не понравился фильм, значит пересмотреть спустя 10-20 лет… шанс есть всегда.
Цитаты из фильма, как «ключи»:
- «сладость никогда не сладка без кислоты»
- «изысканная боль… без горечи сладость не будет такой сладкой»
- «каждая минута — это шанс развернуть всё в другую сторону»
- «каждая минута — ещё один шанс повернуть всё вокруг»
- в лифте «сейчас мы едем через настоящий момент выбора»
- «не высота тревожит, меня пугает влияние».
Дьявол носит Prada (2006)
Фильм, прямо сказать, экзистенциальный. Если ты красива, здорова и умна, если не боишься труда и ответственности, то тебе сложней всего сделать выбор: семья или работа. Куда идти?! жизнь слишком коротка, чтобы успеть максимально реализоваться и в личной жизни, и деловой.
И любой выбор несёт невосполнимые потери. От которых дико больно.
- Если максимально включаешься в дело, то неизбежно страдают дети и брак.
- Если максимально включаешься в семью, то неизбежно теряется контакт с миром и чувство полноты жизни.
- Если убавить качество (максимальность), то теряется смак, драйв, вкус, включённость…
Фильм это красиво показал. Одна главная героиня стала легендой индустрии мод ценой личного счастья.
Другая главная героиня, увидев, что тоже стала терять друзей и любимого, вышла из этого круга. Но не думаю, что станет действительно счастлива, потому что уже почувствовала драйв от профессиональной творческой самореализации. А на полутонах вряд ли это особое чувство радости обретёт, будет преследовать ностальгическая грусть.
Если только всё это осознает и договорится с собой? Пересмотрит свои внутренние убеждения?
Отпуск по обмену (2006)
«В фильмах всегда есть главная героиня и есть её лучшая подружка. Вы, я знаю, главная героиня, но почему-то ведёте себя, как её подружка» — эта мысль больше всего мне понравилась.
Фильм прекрасен!
- игра актёров роскошная;
- дома потрясающие, что камерный уютный домик в английской деревне под Лондоном, что просторный особняк в Голливуде;
- идея отпуска по обмену (жутко рисковая, надо сказать, если переносить идею в реальную жизнь).
Считаю фильм психотерапевтическим в период острого горя. Не потому что всё закончилось хэппи эндом, а потому что фильм показал оптимальные способы совладания со стрессом:
- открытые рассказы о своём горе — важно выговариваться,
- все чувства хороши и правильны — важно их прожить полностью, без остатка,
- открыто говорить о своих чувствах и о своих намерениях — имеете полное право! И это сильно!
- смена обстановки, и как отвлечение, и как необходимость адаптироваться к новым людям, новому месту — а необходимость адаптироваться к новому неизбежно создаёт новые углы зрения, помогающие взглянуть на острую проблему с новой стороны…
- готовность осознать, что любое отвержение/измена никак не относится к самооценке, что отвержение/измена объективно не снижает вашу ценность.
Наверное, все неприятности в жизни возникают с одной только целью — научиться полностью принимать себя.
«Будь собой! Прочие роли уже заняты» Оскар Уальд.
Ещё понравился трюк объединения разных сторон своей личности: «Пока я не узнаю человека действительно близко, оставаться свободным парнем проще, чем быть самим собой. А я папа двух дочек. Работающий папа. И мама, и папа. Я перед сном изучаю кулинарные книги и ищу пособия по воспитанию детей. Я покупаю платья и юбочки. Вязать и шить учусь. Я — мистер салфетная башка! Чтобы не захлебнуться постоянном перегрузе, я вынужден комбинировать части моей жизни, пока я её не налажу». Гениально!
Джейн Остин (2007)
Джейн Остин… потрясающая игра Энн Хэтэуэй. Мы её знаем по «Дьявол носит Prada». Джейн Остин первой стала создавать семейные романы для женщин и считается основоположником литературного реализма в Великобритании.
Кто знает, реализовалась бы она в качестве писательницы, написала бы такие интересные романы, если бы вышла замуж за любимого человека, живя в беспросветной бедности… кто знает… Это же конец 18 века, она родилась в 1775, а в фильме — ей было лет 20, получается приблизительно год 1795.
Это сейчас особенностью социальной мобильности является наличие вероятностного характера, при котором с разных стартовых позиций можно попасть на разный статус в обществе. Тогда, в 1795 — не было такой возможности. Без исключений.
Не удивительно, что Джейн Остин умерла в 41 год… У неё была болезнь Аддисона, эндокринное заболевание. Потом рак. Что тут можно сказать с точки зрения психосоматики? В фильме очень подробно описаны внешние обстоятельства её личной драмы. А всю глубину отчаяния и душевной боли она благополучно затолкала внутрь и старалась думать о хорошем.
Если бы она в книгах не только воспевала романтику, красивые отношения, в которых торжествует любовь, а вылила однажды через творчество всю свою подлинную злость на несправедливость, как это сделал Энтони Бёрджесс, написав «Заводной апельсин», то мы бы увидели ещё много бестселлеров выдающейся писательницы.
Но у истории, как известно, нет сослагательного наклонения. Фильм душераздирающий. Рыдали все. Одним словом, жизнь…
Ешь, молись, люби (2010)
Который раз вижу странную статистику: 7 отзывов на книгу Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить» и 3562 на её экранизацию (в Яндекс.Отзывы). На самом деле, сколько сравниваю книги с фильмами по их мотивам, книги всегда выигрывают. Там больше вложено: и мыслей, и образов, и разных полутонов, способствующих домыслить, вложить свой собственный опыт, развить свою мысль, открывая новые миры. И с этой экранизацией книги то же самое.
Фильм получился более поверхностный, более поведенческий, не очень удалось показать ту динамику души, благодаря которой открылось героине счастье. И дело вовсе не в путешествиях так таковых.
Просто бегая по странам, никакой душевной динамики не получить. Можно просто просадить все деньги на яркие впечатления и всё. Спасает фильм состав актёров. Что Джулия Робертс, что Хавьер Бардем. Браво каждому в отдельности.
Книга глубже и увлекательней несравненно. И в книге всё чётко про движение души. Последовательно. Сначала освободилась от наносного, обрела опору в себе, насытилась, напиталась, полюбила себя. И только потом смогла любить другого, душа откликнулась, возникло желание отдавать. Потому что стало что отдавать. То, чему душа научилась. Любить.
Чем наполнены — тем и делимся!
Но с другой стороны, как бы мы узнали о книге, если бы не фильм? Так что, спасибо фильму!
Опасный метод (2011)
Фильм исторический. О трёх выдающихся личностях в сфере психотерапии:
- Зигмунд Фрейд — автор первой психологической модели объяснения причин и механизмов психической патологии. Как точно в фильме он сам заметил, что он просто открыл двери. И теперь любой учёный может зайти и исследовать, выявляя новые закономерности. Что и происходит по сей день.
- Карл Густав Юнг — его современник и последователь, который развивая идеи Фрейда, создал свои психотерапевтические подходы.
- Сабина Шпильрейн — российский психоаналитик, учёный и педолог (так раньше называли направление в педагогике, объединяющее медицину, биологию, психологию для развития ребёнка).
Но начала она с лечения у Юнга. Кстати, будучи интеллектуально развитым, активным и творческим исследователем, она много выдвинула практических идей и теорий, которые ценились как Юнгом, так даже Фрейдом. Например, Танатос Фрейд ввёл в свою теорию, благодаря ей. Юнг, кажется, даже сносок не делал. Просто использовал её находки в своих работах на правах её учителя.
Жаль, что в 1925 запретили психоанализ в России, в 1936 закрыли педологию. Если бы продолжили развитие, народ российский не отстал бы на 100-летие по степени психологической грамотности.
Ведь многие наши люди до сих пор имеют односторонний взгляд на природу человека, например, верят в генетику, но не видят психологические факторы, которые способствуют развитию многих заболеваний: аллергии, частых простуд, гипертонической болезни, гастрита, злокачественной опухоли, переломов, нарушения поведения у детей…
А правда в том, что на человека влияет и генетика, и среда, формирующая представления о себе, других и мире. Но если генетику тяжелей менять, то устоявшиеся мысли и взгляды — можем, тем самым избавляя от болезней.
Побольше бы таких фильмов! Без знаний истории и без понимания психологических закономерностей нашей природы — мы много можем наворотить лишнего, в том числе вреда себе и людям, вместо того, чтобы жить полной жизнью, быть собой, без лишнего наносного.
Фильм красивый, актёры роскошно сыграли и любовь, и талант, и болезнь, и лечение. Истоки психотерапии.
Жаль Сабину Шпильрейн: в 1942 она, 56-летняя, с обеими дочерьми была расстреляна фашистами в Змиёвской балке (Ростов-на-Дону).
Таймлесс. Рубиновая книга (2013)
Что мне однозначно понравилось? Доказательная иллюстрация вечных ценностей:
- «Ты уникальна! Научись принимать свою судьбу!»
- «Помни, что будущее ещё не написано»
Фильм убедительно показал, что взрослые тоже ошибаются. Например, 12 умников из ложи, считающих себя выше мира сего, убеждены были, что «избранная», «Рубин» — одна девочка, а на самом деле оказалось, что другая… Фильм подводит к мысли, что никто извне, совсем никто на Земле не может знать ваше будущее:
- ни родители,
- ни астрология, ни экстрасенс, ни нумеролог, ни карты, ни руны,
- ни врач, ни психотерапевт, ни психолог, ни гипнотизёр,
- ни кем бы ни было написанное пророчество…
Да, могут оценить настоящее и предположить прошлое. Но не Будущее! Потому что здесь и сейчас, в настоящем, есть ваша личная уникальная свобода выбора. Всегда. Без повторения привычных действий.
Фильм лечит от:
- сверхобобщения родитель/учитель/взрослый «лучше знают» как вам поступить.
- фанатичного исполнительства любому авторитету,
- слепой подчиняемости инструкциям, задаваясь вопросами о стратегии, куда и зачем?!?!
Если бы главная героиня была бы слепа, то была бы убита… ведь ей была уготована миссия принести себя в жертву… ради цели одного сомнительного, но влиятельного человека обрести вечную и безграничную власть…
Считаю этот фильм обязательным к просмотру в подростковом возрасте. Он учит брать ответственность на себя. Через осознанность. Только при этом условии можно прожить свою жизнь подлинной… а значит повысить шансы стать счастливым человеком!
Дивергент (2014)
Фильм отражает выбор, который мы делаем. В жизни мы выбор делаем чаще, чем 1 раз в 16-летнем возрасте, как определено в фильме. В фильме только один раз можно проявить свободу воли в момент серьёзного выбора. В жизни — мы это делаем чаще, если живём не на автомате.
Фильм напоминает о главном! Нет ничего предопределённого. Характера не существует. Есть только набор ранее созданных привычек. И если ранее созданные привычки перестали нас приводить к нужному результату, то мы в состоянии создать новые способы реагирования, принять новые для себя решения и так создать новые привычки.
Стоит только перестать бояться нового и неизвестного. А включить заложенную в каждого познавательную способность.
Мы все, каждый из нас, на самом деле дивергенты. Мы все можем противостоять парализующему действию страха и позволить страху не парализовать нас каждый раз, когда он возникает, а пробуждать.
Посвящённый (2014)
Порой думаешь, когда смотришь этот фильм, и похожие ему: «Дивергент», «Эквилибриум», «Остров» или наш «Выжить после», то невольно приходит мысль, что современная мировая верхушка насмотрелась таких фильмов, начиталась романа «Дающий» Лоис Лоури, и теперь пытается что-то такое смастерить в реальности, но по своим правилам и ценностям, и, конечно, находясь в его главе.
Одна только пандемия 2020 явно это показывает. Видите, и роман был написан в 1993 году, и фильмы были созданы много раньше 2020… было время подумать, придумать и начать действовать издалека, пробовать)))
Мне нравятся такие фильмы. Я 25 лет работала в найме. И обращала внимание, что сначала было негласным правилом, потом уже никто не стеснялся и открыто декларировалось: «у нас нет человека, есть функция».
Да, функцией легче управлять, чтобы привести огромное количество людей всей корпорации к одной цели. Но… везде есть но… Думаю, совсем не мудрено, что в правящих кругах тоже приходят к этому. Так что такие фильмы показывают, что: то там, то здесь, то в другом месте что-то может пойти не так.
Не человек всё-таки человека придумал… не он создатель… не ему переделывать…
Потребность в свободе выбора вшита природой. Просыпается всё равно, как бы ни зомбировать.
Ещё мне нравятся такие фильмы тем, что в них есть потенциал пробуждения. Ведь много спящих, лишённых с детства своего уникального мнения, своего «нюха», своего личного отношения, давно потерявших опору на собственные чувства и собственную систему взглядов, на собственные ценности, свою иерархию.
Диалоги молодого Джоноса со своим наставником (Дающим) — мудры и полны психотерапевтического содержания. Они как раз и содержат потенциал пробуждения. Фильм потрясающий. Лёгкий, но глубокий.
Город, в котором меня нет (2016)
Воспринимаю это аниме как ремейк фильма «Эффект бабочки». Обновлённый сюжет. Смотрится с интересом и с некоторым надрывом. Много острых моментов, несправедливости, жести. Но главное — всё заканчивается с разоблачением злодея и торжеством справедливости, несмотря на то, что было совсем не просто и не совсем прозрачно.
Ключевая мысль мультика: действуй решительно, даже если это тебе не свойственно. Тогда можно многое в своей жизни и жизни своих близких изменить к лучшему. Не преувеличивай значение внутренних опасений и сомнений. Они будут всегда. Иди вперёд всё равно. Страх меньше, чем ты.
Рождество на двоих (2019)
Я была в шоке, когда сели смотреть романтическую комедию, а получили душераздирающую трагедию и драму в одном. Рыдали все, даже самые стойкие к киноэффектам, к игре и всему искусственному… С более трогательной историей давно не соприкасалась. Честно сказать, я до сих пор нахожусь в когнитивном диссонансе:
- с одной стороны, фильм подчёркнуто создаёт лёгкую атмосферу: романтическая встреча двух красивых людей с развитием невероятно тёплых взаимоотношений, много разных глупостей и вздора, празднично раскрашенный город в преддверие рождества, плюс сама главная героиня работает «гномом» в специализированном для рождества подарочном магазине!
- с другой стороны, во второй половине фильма задним числом раскрывается раздирающей силы трагедия… необратимая… и главной героине теперь надо подобрать наиболее оптимальные пути адаптации к новой жизни…
Диссонанс усиливает сопровождающая весь фильм знаменитая песня Джорджа Майкла, когда он поёт «я отдал тебе сердце», но в переносном смысле… а теперь мы её видим в буквальном… разрыв мозга… и души…
Изящно ввели глубинную психологию:
- Я мечтала быть особенной… потом поняла, что должна жить нормально…
- В жизни нет ничего нормального. Это дурацкое слово. И очень опасное… Я думаю, быть особенным — не так уж и важно. Просто быть человеком — уже сложно! нереально сложно… Каждый наш незначительный поступок или создаёт личность, или разрушает. А значит мы состоим из всего, что мы делаем. И это прекрасно.
- Кто же я?!
- Я не знаю! Почему это на столько важно? Неужели нельзя быть, например, непостоянным? Или неуверенным?
И этот диалог на фоне пережитого сыграл решающую роль в жизни главной героини. То есть, на мой взгляд, это не комедия (так он презентуется), а, скорее, психологический триллер. Фильм сильный, но не для сверхвпечатлительных.
С другой стороны, фильм психотерапевтический: он как холодный душ для нуждающихся в нём, например, кто на грани выгорания. Или для тех, кто «завис» в позиции жертвы.
Фильм напоминает: выход есть всегда.
Веном 2 (2021)
Что за слово такое? Веном? Слово «venom» происходит от латинского venēnum, что означает «зелье; яд, отрава; краска». В фильме по сути своей Веном – это инопланетный организм, «симбиот», который, как любой паразит, например разные внутрикишечные реальные, не могут жить самостоятельно, потому они вынуждены искать себе носителя для того, чтобы выжить.
Полезный «симбиот» достался Эдди (Тому Харди). Мне этот фильм больше всех понравился из всей трилогии про Венома. Плюс юмор.
Здесь же про фенилэтиламин, который требует Веном вместо поедания мозга людей и который с его слов «живёт в мозгах животных и шоколаде». Если про нашу жизнь, то в шоколаде действительно содержится стимулирующее вещество, нейромедиатор «фенилэтиламин» — то же, что вырабатывает наш мозг, когда мы влюблены. И нет таких сведений, что обязательно надо есть мозг, так как в реальной жизни (не в фильме) фенилэтиламин содержится в тёмном шоколаде, сыре, красном вине и колбасе.
И ещё мне этот фильм понравился тем, что он показал один из главных ключей. Он во внутреннем единстве. Смотрите, как фильм отразил реальность. «Красный», тот, что вселился в маньяка, изначально был втройне сильней «чёрного» Венома. И «чёрный» это хорошо знал. А победил «чёрный» только потому, что у него с Эдди был симбиоз, а «красный» с маньяком не смогли договориться. И в итоге проиграли.
Да, так и в жизни. Доказано неоднократно. Сила — в единстве. В любом масштабе. И в рамках страны, и в рамках отдельной личности.
Как только личность теряет контакт с собой — сразу человеком владеют тревога, страхи, паники, зависимости, депрессии, приступы агрессии и тому подобное.
Плохой и сумасшедший (2021-2022)
Фильм наиболее интересен будет всем, кого манит психология в любом её виде. Снаружи кажется, что фильм посвящён теме борьбы с коррупцией. Но красная нить дорамы — совсем другое. Это борьба мотивов главного героя, когда человек в поведении один, а глубоко внутри прячет от себя истинные желания, противоположные декларируемым. Прячет и не хочет о них знать. Потому что хлопотно тогда, кажется, что «сложнее» жить.
Это свойственно в принципе всем, кроме паранойи)))
Как положено в кинематографе, безусловно, эффекты аллегорично и метафорично усилены до абсурда. Но иначе не было бы интересно следить за сюжетом целых 12 серий на одном дыхании.
Ярко и последовательно показано, как психика полицейского пыталась справляться с запредельными жизненными стрессовыми обстоятельствами:
- то с помощью потери памяти,
- то с помощью создания «отдельной субличности», обладающей скрываемыми от себя качествами (принципиальность, открытость, прямолинейность, героизм, самопожертвование),
- то с помощью доверительных диалогов внутри себя для воссоединения отдельных элементов в единое целое.
И получилось вполне даже захватывающе! Сколько направлений психотерапий создано, чтобы помочь людям обрести внутреннюю целостность, полное принятие себя, доверие себе. Чтобы быть собой. Чтобы быть довольным собой. Чтобы уверенно использовать свободу выбора в реализации всех заложенных от природы способностей.
Эта дорама практически шла тем же путём. Например, К.Роджерс, автор клиент-центрированной психотерапии, выдвинул гипотезу, что важнейший врождённый мотив жизни человека — актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, все имеющиеся личностные ресурсы.
Или, например, А.Маслоу считал, что невозможность самореализации является причиной депрессии. И выход из невротического состояния видел в пробуждении самоактуализации: способности честно, критически взглянуть на себя и свои проблемы, разоблачить психологические защиты, самообманы и начать решительно устранять их.
Главный герой как раз этим и занимался все 12 серий. Желаю приятного просмотра! Игра актёров — бесподобна! О серьёзном, но с иронией.
Уэнздей (с 2022)
Ещё раз для недоверчивых подчёркнута связь особенностей проведённого детства с привычками реагирования = «характером». Все мы из детства. И ещё раз подчёркнута ценность состояния, когда полностью принимаешь себя, даже если что-то вовсе не принимается окружающими.
Окружающие меняются. А ты для самого себя всегда рядом и всегда ближе всех. И всегда главный, даже если иногда предаёшь в угоду кому-то. И всегда влияющий на своё настроение, состояние души и здоровья. От себя не уйти. Никогда и никуда.
И это не значит, что «быть собой» — постоянная величина. Это значит, что внутренний рост обеспечен только с подлинной точки «быть собой» и далее до бесконечности. А главное — только он придаёт истинный цвет и вкус жизни.
А какие фильмы, побуждающие обрести счастье быть собой, вы видели?

Свежие комментарии